Кредиты сбились с пути

Сокращая расходы на персонал, РЖД ухудшит кредитный портфель дочернего Транскредитбанка (ТКБ)

Транскредитбанк

опорный банк РЖД. Акционеры – РЖД (55%), отраслевой НПФ «Благосостояние» (20%). финансовые показатели (данные «Интерфакс-ЦЭА» на 1 января 2009 г.): активы – 234,7 млрд руб. (15-е место), Капитал – 15,3 млрд руб., прибыль – 4,38 млрд руб. Кредитный портфель – 131,2 млрд руб., из них 51,7 млрд руб. – частным лицам (16-е место в России).

На прошлой неделе РЖД объявила, что планирует «высвободить» 53 700 человек за счет выхода сотрудников на пенсию, увольнений по собственному желанию и сокращения вакансий (19 000 уже покинуло компанию). Еще 450 000 человек переведены на неполный рабочий день, а 247 600 отправлены в отпуск без сохранения зарплаты.

Всего сокращение доходов затронет 750 000 человек, или 60% персонала монополии.

Это может серьезно сказаться на качестве активов ее дочернего банка. К концу 2007 г. кредиты сотрудникам РЖД составляли около 80% розничного и 36% общего портфеля ТКБ, следует из его отчетности по МСФО. Отчета за 2008 г. еще нет, но с тех пор эти доли поменялись незначительно, говорит предправления банка Сергей Пушкин. В начале прошлого года банк старался увеличить долю заемщиков «с улицы», но с началом кризиса, наоборот, стал кредитовать лишь самых надежных клиентов – сотрудников РЖД и транспортной отрасли. РЖД субсидировала сотрудникам большую часть ставки по ипотеке и 2/3 из примерно 25 млрд руб. ипотечного портфеля ТКБ сформировано из таких кредитов, сообщил Пушкин.

По его словам, банк сейчас оценивает влияние сокращений в РЖД на портфель: «Пока очевидно только, что лучше он не станет».

У ТКБ, сказал Пушкин, есть неформальная договоренность с РЖД при сокращениях по возможности не затрагивать заемщиков банка. Тем не менее банк готовится к реструктуризациям кредитов, продолжает он. Пока банк реструктурировал лишь несколько десятков кредитов, отмечает вице-президент ТКБ Андрей Купцов.

Представитель РЖД сказал лишь, что компания продолжает субсидировать ставки по ипотечным кредитам ТКБ для своих работников.

Само по себе сокращение расходов на сотрудников РЖД не повлияет на рейтинг банка, считает аналитик агентства Moody’s Владлен Кузнецов, он может быть снижен, если ухудшится качество активов ТКБ. 8 апреля Moody’s снизило прогноз рейтингов ТКБ со «стабильного» до «негативного» вслед за снижением рейтинга РЖД (с A3 до Baa1). «Качество кредитов ТКБ пока лучше, чем у конкурентов, но ему, как и другим, угрожают ухудшающиеся экономические условия, которые влияют и на компании РЖД», – говорится в отчете агентства. У аналитиков нет уверенности, что РЖД при необходимости поддержит свой банк, который является для нее непрофильным активом.