Экономят на всем

Нижегородцы стали меньше покупать. Треть из них сокращает даже расходы на питание, не говоря уже о бытовой технике и одежде
А. Белоусов

Жители Нижегородской области рассказали социологам, от чего им пришлось отказаться в кризис (фонд «Открытая социология» опросил 5–6 апреля 1200 человек).

Большинство респондентов «в значительной степени» экономят на покупках бытовой техники, на отдыхе, менее половины – на одежде, треть – на питании, а кто-то и на здоровье (см. диаграмму). Больше всего пришлось сократить расходы людям скромного достатка, говорит председатель совета фонда Сергей Красиков.

По данным Нижегородстата, оборот розничной торговли в январе – феврале (данных за март еще нет) чуть превысил 47 млрд руб. (-4,2% в сопоставимых ценах в сравнении с январем – февралем 2008 г., а к этим месяцам предыдущего, 2007 г. статистика тогда зафиксировала рост на 19,2%).

Экономят прежде всего на роскоши и товарах не первой необходимости, но даже в продуктовой рознице ритейлеры констатируют уменьшение среднего чека на 20–30% и замещение дорогих товаров дешевыми аналогами, сообщил директор нижегородского «Магазина готового бизнеса» Юрий Кузьмичев.

У ритейлеров разные наблюдения, но все укладываются в тенденцию: люди экономят вовсю. В нижегородской сети «Калинка» (20 магазинов «у дома») выручка в феврале 2009 г. в сравнении с октябрем 2008 г. упала на 7–20% в зависимости от расположения торговой точки, сказал владелец «Калинки» Александр Степанов. По его словам, выручка в среднем падала на 2,5 млн руб. в месяц (оборот сети в прошлом году – 1,1 млрд руб.). Степанов считает, что средний чек в его магазинах не уменьшился, но стало меньше покупателей: либо они ушли в гипермаркеты, где ниже цены, либо просто «меньше стали есть». В магазинах торгового дома «Медведь» (35 магазинов и 25 мини-маркетов в Нижнем Новгороде и области) средний чек стал меньше на 15–20% (за счет дорогих алкоголя и колбас) «при стандартном количестве покупателей», говорит президент торгового дома Андрей Горбатов.

Более существенные расходы, к примеру покупку бытовой техники, многие откладывают, тем более что банки стали предлагать вклады под 16–17% годовых и деньги можно сохранить, добавляет Кузьмичев. Поэтому, по его мнению, уже полгода почти не увеличиваются цены на импортную бытовую технику: они привязаны к растущему евро, но сети вынуждены жертвовать торговой наценкой в 25–30%.

А объемы потребкредитования, до кризиса дававшие сетям треть продаж, снизились в разы, считает Кузьмичев. Генеральный менеджер нижегородской сети «Электроника» Виктор Зверев согласен с ним, но подробнее это не комментирует.

В продажах одежды особенно страдает люксовый сегмент: даже те, кто сохранил высокий доход, часто переходят на бренды подешевле, говорит Кузьмичев. Директор местной компании ОМО, продающей дорогую одежду, Наталья Запорожчук оценивает падение спроса с начала кризиса в 30%. Однако костяк клиентов, «для которых люкс – образ жизни», сохранился, отмечает она.