Уздечка для Украины

Россия предложила новый каркас энергетического рынка. Старая версия не учитывает изменившихся условий энергорынка, считают в российском правительстве

Вчера на официальном сайте президента России был опубликован «Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики: цели и принципы». Это российские предложения по вопросам международного сотрудничества в сфере энергетики. Документ направлен руководству стран «восьмерки», «двадцатки», СНГ, ближайшим соседям и партнерам России, международным организациям, говорится в преамбуле.

Прежняя система энергообеспечения устарела, ее требуется адаптировать к изменившимся условиям, считает Россия. Новая система должна быть универсальной (применяться ко всем странам), открытой (к ней могут присоединиться все страны) и равноправной (без дисбалансов в пользу отдельных категорий охватывать все аспекты мирового сотрудничества). Помимо повторенных принципов энергохартии 1991 г. (недискриминационный доступ, прозрачность, защита инвестиций, техническая безопасность, энергоэффективность, научно-техническое сотрудничество) Россия делает упор на транзите – принципах координации и диверсификации. Нужно создать механизм «раннего предупреждения с участием поставщиков, потребителей и транзитных государств». Это ответ на подписанную в марте без участия России декларацию между Украиной и ЕС о модернизации газотранспортной системы Украины, уверен Владимир Корнилов из Института стран СНГ.

Не должно существовать оснований для односторонних действий, которые не учитывают интересы партнеров, сказал «Ведомостям» помощник президента Аркадий Дворкович. Пункт о транзите выгоден тем, кто поставляет ресурсы на монопольном рынке, поскольку способствует сохранению монополизма, убежден Евгений Гавриленков из «Тройки диалог».

Эксперты сомневаются в перспективах принятия российского варианта энергохартии. Предложение России по пополнению списков товарных позиций ядерным топливом и стран – членов энергохартии США, напротив, усиливает конфликт интересов и политический подтекст документа, отмечают эксперты. Но при этом Россия заявляет, что стремится снизить влияние политики на энерготранзит, замечает Корнилов. Подписание договора не гарантирует, что страны (особенно с неустойчивой политической ситуацией, как Украина) будут обязательно осуществлять его условия на практике, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch.