«Чайная ложка» перешла границу

Сеть «Чайная ложка» вышла за пределы России. В Литве открылась первая чайная Teaspoon, франчайзи петербургской компании планирует открыть до 20 точек за три года

«Чайная ложка»

сеть чайных. Основана в конце 2001 г. Сеть включает 59 заведений, из них 49 – в Петербурге и Ленинградской области. Акционеры: фонд «Нева-Русь» – 24%, по 19% у президента Бориса Крупкина и вице-президента Михаила Августина. выручка – 635,5 млн руб.

Вчера в Клайпеде открылась первая в Литве чайная петербургской сети. Она называется Teaspoon и занимает 275 кв. м на одной из центральных улиц. Франшизу на развитие сети в Прибалтике в декабре приобрела компания Evisko. В течение трех лет она планирует открыть 15–20 чайных, говорит акционер Evisko Виктор Сковородко. По его словам, инвестиции в открытие первой чайной составили около 500 000 литов (6,5 млн руб.).

«Чайную ложку» выбрали из-за хороших условий, выработанной технологии, объяснил он.

Условия франшизы – роялти в размере 6% от выручки, паушальный взнос – 500 000 руб., помещение чайной должно быть не меньше 50 кв. м, говорит Александр Скорняков, менеджер по развитию франчайзинговой сети «Чайная ложка». По его словам, Прибалтику предпочли из-за близости к Северо-Западу.

Франчайзинговая программа сети «Чайная ложка» действует третий год. Собственный бизнес компания развивает только в Петербурге. Осенью прошлого года она закрыла три своих новосибирских заведения, в которые было вложено $150 000–250 000.

Компания хотела строить сеть самостоятельно, но в конце 2006 г., открыв первую региональную точку в Калуге, развернула франчайзинговую программу, рассказал Скорняков. У партнеров «Чайной ложки» 11 чайных в Архангельске, Мурманске, Петрозаводске, Твери, Великом Новгороде, Калуге, Ижевске, Перми, Выборге и Сосновом Бору. «Мы рассчитываем развивать франчайзинговую сеть по всей Прибалтике, а также рассматриваем возможность открывать точки в других странах», – говорит Скорняков. Условия франшизы для литовского партнера сеть, по его словам, не меняла.

Развитие в Прибалтике возможно, однако предпочтительнее региональные российские города с крупными градообразующими предприятиями, которые способны обеспечить уверенный спрос, считает Максим Трубников, директор по региональному развитию «Шоколадницы». По его словам, «Шоколадница» начала продавать франшизу год назад. До кризиса удалось заключить договоры в семи городах России. С сентября прошлого года заключен всего один договор – на Дальнем Востоке, говорит он. По его словам, в кризис обращений меньше не стало, но компания начала тщательнее выбирать партнеров.

Преимущества франчайзинга – в высокой скорости развертывания сети на новых рынках с одновременной ликвидацией конкуренции, говорит директор по консалтингу ИМИСП Федор Рагин. В условиях кризиса, когда инвестиционные ресурсы подорожали, этот метод экспансии консультант считает предпочтительным: он не требует вложений и приносит дополнительный доход.