Отдых без демпинга

В этом году за границей отдохнет на 30% меньше россиян, чем в прошлом, прогнозируют туроператоры. Однако крупнейшие из них рассчитывают увеличить рентабельность, отказавшись от демпинга
А. Махонин

Отели крупные туроператоры теперь бронируют по так называемым «мягким блокам» – без каких-либо обязательств по их выкупу, что позволяет терять меньше денег на непредсказуемом рынке, говорит Арутюнов. Стала снижаться и себестоимость путевок, добавляет президент «Интуриста»: отели дают хорошие скидки, авиационное топливо дешевеет. А так как цены на путевки в валютном исчислении остались на уровне 2008 г., это тоже способствует росту маржи туроператоров. Согласно отчетности АФК «Система», OIBDA margin группы «Интурист» по итогам 2008 г. составила 6,1%. При этом рентабельность туроператорского дивизиона – около 3–4%, уточняет Арутюнов.

Россия повышает цены. 800

руб. с человека в сутки – средняя цена проживания в пансионате Черноморского побережья летом 2008 г., по данным «Элит туристик». Летом 2009 г. цена возросла до 1100 руб.

В этом году выездной турпоток из России снизится на 30–40%, полагает президент «Интуриста» Александр Арутюнов. По его прогнозу, число отправляющихся за границу москвичей сократится примерно на четверть, а основное падение придется на регионы. «Продажи в этом сезоне могут вернуться на уровень 2007 г.», – считает директор турфирмы «Атлас» из Санкт-Петербурга Дмитрий Смирнов. В 2008 г., по подсчетам Росстата, из России выехало 11,3 млн туристов, а в 2007 г. – 9,3 млн. За границу уже ездят намного меньше, свидетельствует статистика авиаперевозок. «Кризис налицо: только за I квартал 2009 г. общий объем перевозок, в котором примерно половина приходится на международные рейсы, сократился на 21%», – говорит гендиректор компании Infomost Борис Рыбак.

Короче и дешевле

Майские каникулы в этом году не оправдали ожиданий туриндустрии. Сейчас на эти выходные покупают в основном короткие туры, тогда как в прошлые годы путевки, как правило, приобретались на неделю или 10 дней, констатирует Сергей Акулинин, исполнительный директор петербургской турфирмы «Авис».

Изменились и финансовые возможности отдыхающих. Туристы сегодня спрашивают «чего-нибудь подешевле», признается директор самарского турагентства «Элит туристик» Галина Зверева. В ее компании вне конкуренции дешевые туры по $400–600 на человека в неделю в Египет и Турцию. По оценке президента компании «Натали турс» Владимира Воробьева, средняя стоимость туров сократилась на 15%. Гендиректор ростовской туристической компании «Розовый слон» рассказывает, что сейчас семья из трех человек готова потратить на недельный отдых в Турции не более 40 000 руб., тогда как до кризиса легко отдавала 60 000–70 000 руб. Цена сейчас имеет для многих клиентов решающее значение: например, недавно туристы, заказавшие через интернет-портал Ozon Travel авиабилеты, отказались бронировать там же гостиницу, потому что нашли в другом агентстве вариант всего на 3% дешевле, приводит еще один пример гендиректор ресурса Анна Цыганкова. «А у нас неожиданной популярностью стали пользоваться автобусные туры по Европе по цене 500 евро», – делится исполнительный директор новосибирской турфирмы «Лидер» Ольга Юдина.

Заметили туркомпании и снижение «глубины продаж». «В прошлом году люди бронировали туры за три-четыре месяца, а сейчас мы это сами не приветствуем, поскольку есть шансы банкротства туроператоров», – признается Мария Свиридова, гендиректор нижегородской турфирмы «Роза ветров – НН».

Нет причин для демпинга

Это проблема мелких компаний, громкие банкротства которых идут на пользу крупным игрокам: именно к ним пойдут испуганные клиенты в поисках надежности, уверяют представители лидирующих на рынке туроператоров. В целом эффективность туристического бизнеса в России может в этом году даже вырасти, рассчитывает Арутюнов из «Интуриста». С ним согласен Воробьев. Рентабельность «Натали турс» в 2009 г. может составить 2–3%, при том что в 2008 г. компания работала практически в ноль, говорит он. Один из главных секретов роста маржи при падении рынка – отказ от демпинга, объясняют руководители туркомпаний и эксперты. В 2008 г. многие операторы популярных направлений демпинговали, надеясь выдавить с этих рынков конкурентов, рассказывает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. Такая стратегия приносила серьезные финансовые потери. «Сейчас большинству игроков не до расширения доли рынка – им бы удержать позиции», – добавляет она.

О том, что амбиции туроператоров стали скромнее, свидетельствует и сокращение чартерных программ. Уже в I квартале объем чартерных перевозок упал на 30%, указывает Рыбак из Infomost. Операторы скорректировали свои закупки так, чтобы спрос не превышал предложение, отмечает Воробьев из «Натали турс».

А вот Александр Синигибский, генеральный представитель компании «Тез тур», не видит явных причин для роста прибыли. Рентабельность оператора зависит от его стратегии – в частности, от желания рисковать, а крупным компаниям, работающим на массовом рынке, без риска не обойтись, объясняет он.

В любом случае российским туроператорам есть куда стремиться: рентабельность по EBITDA у немецкого турконцерна TUI, согласно отчетности компании, – 4,6% (финансовый год закончился в декабре 2008 г.), а у британского Thomas Cook Group – 5,7% (финансовый год закончился в сентябре 2008 г.). Эти операторы уже много лет назад поделили рынок, понятия демпинга в Европе не существует, вот они и работают на себя, считает Арутюнов.

Египет в плюсе

У «Интуриста» этой весной в разы вырос объем перевозок в Египет. А «Тез тур» продает на 20–25% больше путевок в Египет, чем год назад, указывает генпредставитель компании Александр Синигибский. Он полагает, что россияне наконец оценили преимущества весеннего Египта. Зато по Турции произошло падение на 40–50%, указывает Синигибский.