Многовато «Балтики»

Антимонопольная служба подозревает пивоваренную компанию «Балтика» в сговоре с рестораторами, ограничившем выбор пива в общепите

Сибирь захмелела. 15,3

млн дал составили продажи «Балтики» в Сибири и на Дальнем Востоке в I квартале (рост к I кварталу 2008 г. – 12,5%), сообщила вчера компания

65%

– на столько продажи «Балтики» в Новосибирске выросли в I квартале (по сравнению с годом ранее)

37,8%

составила доля рынка «Балтики» в Сибири и на Дальнем Востоке в I квартале 2009 г., по собственной оценке

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

Производитель пива и безалкогольных напитков. Акционер – Baltic Beverages Holding АВ (93,49%). Капитализация – 119,65 млрд руб. (7 мая на ММВБ). Финансовые показатели (2008 г., МСФО): выручка – 92,48 млрд руб., чистая прибыль – 15,51 млрд руб. В 2008 г. реализовала 45,2 млн гл продукции. Основные бренды: «Балтика», «Невское», «Арсенальное», «Ярпиво», Carlsberg, Tuborg, Fosters, Kronenbourg 1664.

С 25 мая по 2 июня управление ФАС по Новосибирской области рассмотрит дела в отношении «Балтики» и 10 компаний – владельцев заведений общественного питания (см. врез), сообщает управление. Дела возбуждены по п. 2 ст. 11 ч. 1 ФЗ «О защите конкуренции» (раздел товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров).

В ходе проверок в феврале – марте антимонопольные чиновники обнаружили, что в течение 2008 г. пивоваренная компания заключила с 10 ООО соглашения, регулирующие «соотношение ассортимента «Балтики» к ассортименту других производителей», рассказал заместитель руководителя УФАС Александр Ельчанинов. В некоторых заведениях была представлена только продукция «Балтики», в других она формировала до двух третей ассортимента, «что способствовало увеличению выручки производителя», добавляет чиновник. По его словам, договоры действуют до сих пор.

Менеджер по связям с общественностью «Балтики» в Западной Сибири Ольга Егорова подтвердила наличие соглашений, но не раскрыла условий. Она также отказалась комментировать действия УФАС до того, как дела будут рассмотрены.

В ресторанах и барах группы «Конквест» представлена не только продукция «Балтики», говорит руководитель ресторанного направления «Конквеста» Наталья Богатова. А в «Дожде» «Балтика» вообще не продается, утверждает учредитель «Приоритета» Елена Поначевных. Помощник Дениса Иванова (владелец двух компаний, заподозренных в сговоре) Андрей Грабовой отказался отвечать на вопросы «Ведомостей».

По словам Богатовой и Поначевных, их компании регулярно заключают с производителями алкогольных напитков и сигарет эксклюзивные договоры, но законодательству они не противоречат.

Эксклюзивные соглашения практикуются, но не слишком часто – «заведение может потерять своих покупателей», поскольку ни один производитель не обеспечивает ассортимент пива во всех ценовых сегментах, говорит начальник отдела продаж разливного пива компании «Планета 21 век» (дистрибутор пива) Дмитрий Куликов. Договоры об эксклюзивных условиях поставок законны, когда не ограничивают доступа других производителей, а если в заведениях был представлен только ассортимент «Балтики», УФАС сможет легко доказать вину, имея на руках документальные подтверждения соглашений, говорит юрист Magisters Александр Ванеев. По словам Ельчанинова, УФАС располагает всеми документами.

По данным «Бизнес аналитики», доля «Балтики» в Новосибирске в рознице составляет 26,7%, в сегменте HoReCa – 19,7% (данные за февраль 2009 г.).

В случае если вина «Балтики» и ее партнеров будет доказана, им может грозить штраф по ст. 14.32 КоАП РФ (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения) в размере 1–15% выручки от реализации пива в этих заведениях, говорит Ельчанинов. По оценке Куликова, средние ежемесячные поставки пива в бар – на 125 000–400 000 руб., в рестораны и казино – в два раза меньше. При этом наценка в заведениях общепита составляет 50–100%, добавляет он.

Кого подозревают

Входящие в группу «Конквест» компании «Конквест-фидинг», «Конквест-2002», «Конквест-сафари» (им принадлежат бары Old Irish и «501» и ресторан «Сафари» соответственно), компании ресторатора Дениса Иванова «Первый этаж» (бар Beerman & Grill и сеть кофеен «Чашка кофе»), Трест питания № 1 (11 заведений в аэропорту «Толмачево»), владельцы ночных клубов компании «Приоритет» (клуб «Дождь») и «Партия» («Жара»), собственники спортбаров «Рестарт-фуд» (бар «5:0») и «Четвертый период» (бар «4-й период»), а также «Игорный домъ» (казино «Князь Игорь».)