Триллионы из тени


Министр финансов США Тимоти Гайтнер в среду направил в конгресс письмо с предложениями по реформе рынка деривативов. Ее главные цели – обеспечить защиту от системных рисков, сделав рынок более устойчивым, увеличить его эффективность и прозрачность, предотвратить возможности для манипулирования и мошенничества, а также снизить риски непрофессиональных инвесторов, пишет Bloomberg. «Все понимают, что внебиржевые деривативы, особенно свопы «кредит-дефолт» (CDS), внесли большой вклад в финансовую неразбериху, с которой мы сейчас пытаемся разобраться», – говорит председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) Мери Шапиро.

Объем рынка внебиржевых деривативов составляет $684 трлн, большая часть сделок заключается по телефону и нигде не отражена. CDS представляют собой рыночную страховку от дефолта компаний и правительств по долгам. Типичный своп – пятилетний контракт на страхование долга на $10 млн (цена такого контракта растет вместе с вероятностью дефолта). В случае дефолта эмитента продавец CDS выплачивает покупателю номинальную сумму долга, например, по облигации в обмен на саму облигацию или денежную сумму, в которую оценивается ее текущая стоимость.

«Раскрытие информации об этих позициях снимет главное беспокойство на рынке – о том, кто совершает сделки с какими деривативами», – говорит юрист Майер Браун. Всего 10% банковских клиентов совершают сделки с деривативами в электронных торговых системах, сказал Bloomberg старший аналитик Aite Group Пол Зубулейк. По его оценке, на межбанковском рынке электронные сделки составляют порядка 90% от общего числа.

К внебиржевым деривативам могут быть применены те же требования к раскрытию цены сделок и прозрачности, что и на рынке корпоративных облигаций, рассказывает Шапиро.

Перевод внебиржевых деривативов на биржи и электронные торговые платформы лишит доходов инвестбанки, которые сейчас получают за такие сделки комиссионные.