Мошенничество оправдано

Кризис принес инвесторам новые риски: ради спасения бизнеса менеджеры готовы к мошенничеству, выяснила Ernst & Young (E&Y)

В связи с кризисом 64% менеджеров российских компаний ожидают роста корпоративного мошенничества, в Западной Европе так думают 54%, а в Центральной и Восточной – 56%, утверждает E&Y. Она опросила представителей 2246 крупных корпораций в 22 странах Европы (включая 102 в России).

В России менее развита система корпоративного управления и внутреннего контроля, объясняет партнер E&Y Иван Рютов, что предоставит потенциальным мошенникам большие возможности.

68% российских респондентов утверждают, что риск мошенничества возрастает в период консолидации отрасли (53% – в Центральной и Восточной Европе, 41% – в Западной Европе). «Более низкий уровень формализации бизнес-процессов и контрольных процедур в отечественных компаниях затрудняет их интеграцию, приводит к возникновению белых пятен в системе внутреннего контроля», – объясняет Рютов.

В отличие от западноевропейцев 60% россиян находят оправдания мошенничеству ради спасения бизнеса (в Центральной и Восточной Европе – 49%, а в Западной – 42%). 43% россиян называют самым действенным средством дачу взятки деньгами (29% и 23% европейцев соответственно), 38% оправдывают личные подарки (25% и 24%). Данные опроса соответствуют результатам исследования Transparency International: Россия с оценкой 5,9 в 2008 г. заняла последнее место в Европе в рейтинге взяточничества («10» означает не использование взяточничества). Бельгия получила 8,8 бала, Германия – 8,6, Франция – 8,1.

14% россиян оправдывают искажение финансовой отчетности (11% и 6% в Европе). По мнению аналитиков PwC, за последние полгода инвесторы стали уделять больше внимания подобным документам, хотя формально процедуры не изменились.

По данным E&Y, в 62% российских компаний для противодействия мошенничеству прибегают к внутреннему, а в 45% – внешнему аудиту (72% и 58% – в Центральной и Восточной Европе и 65% и 52% – в Западной). «Внутренний аудит еще недостаточно развит во многих российских компаниях, считает Рютов.

А вот «информаторство» и в России (34%), и в Европе (34% и 31%) считают «последним делом» в борьбе с мошенничеством.