Антикризисные идеи: Открытый электромобиль


Разговоры об электромобилях будоражат воображение. Но подумайте, сколько ездит по дорогам автомобилей с бензиновым двигателем – около 850 млн. Потребуются годы, чтобы экологичные машины заняли хоть сколько-нибудь заметное место в этой массе. Поначалу этот факт приводил Джири Расанена, чиновника из Хельсинки, в уныние. Но потом ему и его друзьям пришла в голову отличная идея. Почему бы не оставить машины, заменив в них только двигатели?

Это может решить многие проблемы: куда девать уже произведенные автомобили, что делать с существующими производственными линиями автоконцернов... Именно сегодня, когда продажи новых машин существенно упали, замена бензиновых двигателей электрическими могла бы стать хорошим бизнесом.

Инициативная группа под руководством Расанена называется eCars – Now! («Электромобили – сейчас!»). Она ведет весьма скромную деятельность в Финляндии и является скорее не коммерческой компанией, а образцом для подражания для будущих компаний, которые, как надеется команда, будут возникать по всему миру.

Кампания eCars – Now! рассчитывает создать в сфере автосервиса и производства запчастей экосистему наподобие той, которая сложилась в области программирования на основе открытых операционных систем и производства комплектующих для компьютеров. eCars – Now! бесплатно распространяет свои наработки и готова помочь компаниям любых стран воспользоваться этими знаниями.

Расанен и его команда начали с изучения потенциального спроса на электрические автомобили в своей стране. Они решили, что, если найдется 500 заинтересованных в изменении автомобиля клиентов, это продемонстрирует, что массовая конверсия имеет смысл.

eCars – Now! понадобилось всего 11 дней, чтобы найти 500 добровольцев. Нужно уточнить, что они только подтвердили интерес, а не выслали деньги. Однако на веб-сайт кампании приходят все новые заявки – в них говорится о желании или даже намерении купить такой автомобиль.

Больше всего оказалось желающих модернизировать Toyota Corolla, что неудивительно, поскольку это самая распространенная машина в Финляндии (занимает 7% рынка).

Спустя всего 15 месяцев, в мае этого года, модифицированная демоверсия Corolla с двигателем детройтской компании Azure Dynamics была представлена на Симпозиуме электромобилей (Electric Vehicle Symposium), проходившем в г. Ставангер, в Норвегии.

По словам Расанена, инициативные группы появились в Дании, Латвии, Испании и Турции. Итальянский изобретатель Роберто Вецци, разрабатывавший похожий проект Smart-EV, присоединился к движению eCars – Now!. Его электромобиль eSmart будет улучшен разработками, сделанными для eCorolla в Финляндии. Сейчас eCorolla и eSmart проходят испытания, а группа ищет производителя комплектов оборудования для модернизации.

При определенном масштабе производства комплект обойдется автовладельцу в $20 000. Двум рабочим в оборудованном боксе для смены двигателя нужно около восьми часов. Автовладелец любого пола справится меньше чем за неделю. Это куда дешевле многих новых машин, а тем более электромобиля.

Проект может изменить автопромышленность куда эффективнее, чем это пытаются сделать американские чиновники в Детройте. По крайней мере в Финляндии все, что требуется от правительства, – услуги по сертифицированию, которые стоят 100 евро.

Если дело пойдет хорошо, возникнет множество производителей электродвигателей и комплектов для модернизации, рассчитанных на разные модели машин. Появится новый рынок, где смогут найти работу уволенные сотрудники автопрома.

Дальновидное правительство могло бы помочь этому процессу, но не субсидиями, а скупкой старых бензиновых двигателей. Это даст стимул для развития компаний по модернизации, и конкуренция за клиентов, а не за субсидии повысит эффективность поставщиков. Во многих европейских странах есть программы из серии «деньги за драндулет», в рамках которых скупаются и уничтожаются старые машины. Программа «деньги за бензиновый двигатель» кажется более разумной: она требует меньших затрат и спасет от уничтожения множество машин, находящихся во вполне рабочем состоянии.

Еще несколько лет назад этот проект мог бы показаться чересчур идеалистическим, однако сейчас он соответствует духу времени. Во времена рецессии он не очень затратен. На фоне роста опасений глобального потепления он энергоэффективен и экологичен. И его просто распространять в условиях, когда весь мир скептически относится к обещаниям лидеров, а люди понимают, что им придется действовать самостоятельно.

Если вы хотите основать компанию, связанную с электромобилями, то узнать, как модифицировать бензиновый двигатель, или же заявить, что вы готовы модифицировать свою машину, можно на сайте www.ecars-now.org. Может быть, если вы не житель Финляндии, вы пока что не найдете там готовых решений, но в этом и смысл: вы можете создавать их для вашей страны. Если у вас получится, за вами последуют другие!