В поисках денег

Столичный «Атлант-союз» претендует на транссибирские роялти «Аэрофлота»

Гендиректор «Атлант-союза» Евгений Бачурин просит включить компанию в число потенциальных получателей пролетных денег, которые сейчас поступают на счета «Аэрофлота» (их платят иностранные компании за пролет над Сибирью, в 2008 г. – 11,16 млрд руб.). Об этом говорится в письме Бачурина руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву (копия есть у «Ведомостей»).

«Атлант-союз»

авиакомпания. Пассажиропоток – 230 800 человек (данные ТКП). Акционеры: 51% – у правительства Москвы. финансовые показатели (РСБУ, 2007 г., данные СПАРК): выручка – 5,57 млрд руб., чистый убыток – 44 663 млн руб.

ФАС предложила распределять роялти между всеми российскими авиакомпаниями, которые летают за границу по межправсоглашениям, пишет Бачурин, но перечислила только «Аэрофлот», «Трансаэро», ГТК «Россия», «Сибирь». «Атлант-союз» – такой же перевозчик, а значит, имеет право на свою часть роялти, говорится в письме. Авиакомпания летает в различные города Греции, Турции, Египта, Чехии, Болгарии, Узбекистана, Таджикистана, число ее маршрутов постоянно растет.

Представитель ФАС получение письма подтвердил, но комментировать его не стал. «Написать в ФАС – моя идея, – говорит Бачурин. – А почему нет? Ведь роялти – дополнительный источник финансирования». Он признает, что авиакомпания испытывает финансовые трудности, но такая ситуация сложилась в результате перевозки пассажиров прекратившего работу альянса «Эйрюнион». Сейчас долг «Атлант-союза» приближается к 6 млрд руб., уточнил Бачурин, из них 3,5 млрд руб. обещало компенсировать правительство, но так и не выделило. Деньги в первую очередь нужны компании для покупки авиатехники, говорит Бачурин: из-за нехватки самолетов в январе – мае 2009 г. пассажиропоток упал на 53,5%. Впрочем, Бачурин оценивает шансы получить часть пролетных денег как «невысокие».

Основной владелец «Атлант-союза» – правительство Москвы знает о письме Бачурина, но не будет поддерживать его инициативу, заявил «Ведомостям» заместитель мэра Владимир Силкин. Пролетные деньги должны идти на нужды отрасли – обучение пилотов, закупку нового аэронавигационного оборудования, а не в карман отдельного перевозчика, уверен он. Роялти не спасут «Атлант-союз», уверен аналитик Олег Пантелеев: да и вряд ли ФАС быстро поменяет круг получателей пролетных денег. А с 2013 г. роялти могут быть вообще отменены – это условие вступления России в ВТО, отмечает Пантелеев.