Пина навсегда

«Семь смертных грехов», привезенные в Москву Чеховским фестивалем и Гете-институтом через две недели после смерти их легендарной создательницы, наглядно продемонстрировали, что искусство Пины Бауш ушло в вечность
Чеховский фестиваль

С «Семью смертными грехами», которые стали седьмой постановкой Пины Бауш, показанной в Москве, вышла сумятица. Спектакль с таким названием она создала в 1976 г., и он, вызвав невероятный скандал (как практически все ее работы того периода), сразу же попал в разряд эпохальных. Про этот 75-минутный шедевр у нас много слышали – волны от него докатились даже до занавешенного еще всеми занавесами Советского Союза. Но никто не видел: Бауш была заочно приговорена здесь за «бессмысленность», «бессодержательность», «физиологизм». Теперь, за два десятилетия превратившись в самых преданных ее поклонников, российские зрители ожидали тех самых «Смертных грехов». Однако в буклете гастролей в опус-списке хореографа они оказались обозначены просто как «новая работа»: возобновляя балет, Пина Бауш его основательно переработала. Начиная с того, что он удлинился в два раза.

Когда-то сногсшибательный эффект производило уже то, что женщина может себе позволить быть столь же решительной, не признающей табу, как мужчина. Только темы Бауш выбирала такие, которые мужчин-хореографов не интересовали. Воспетая миллионы раз американская мечта в ее «Смертных грехах» оборачивается бесконечным унижением, агрессией, продажностью, которые приходится культивировать женщине, чтобы выбить себе какое-то место в мужском мире. В этом спектакле Бауш была исступленной валькирией, не оставлявшей зрителям ни грамма сентиментальности, ни секунды передышки, ни микрона надежды.

Собранные из «Трехгрошовой оперы», «Берлинского реквиема», «Взлета и падения города Махагони» зонги Бертольта Брехта и Курта Вайля в основе «Семи смертных грехов» сохранились (музыкальную поддержку обеспечивает Московский симфонический оркестр). Однако по настроению приехавший к нам спектакль стал совсем другим: его поставила женщина-легенда, которую хотят видеть во всех концах света и которая готова радовать мир, предлагая ему балеты-путеводители по своим любимым городам. Вместе с признанием Пина Бауш обрела душевное равновесие и гуманность, умение идти навстречу своему зрителю и щадить его нервную систему. Срывающейся в истерику физиологических подробностей сцене изнасилования маленькой девочки предпослано эффектное танцевальное соло, выданное точеной и точнейшей танцовщице-мулатке, а прекрасный мужской состав труппы смачно эпатирует зал в образе трансвеститов.

Когда-то сыграв бескомпромиссную слепую принцессу у Феллини, с годами Бауш превратилась в трюкачку, канатоходку, создающую спектакли из идеальной смеси трагедии и шоу. В обновленных «Семи смертных грехах» она по-прежнему раздает пощечины, но между ними успевает заботливо потрепать зрителя по щеке, выдав порцию эффектных цирковых трюков. Однако утрачивает ту напряженность, балансирование на грани крика, которые делали бессмысленными все рассуждения об однообразии ее хореографического языка: так при прыжке в пропасть не высчитывают самую эффектную траекторию полета.

Таким постановкам, как показанная на московских гастролях, благодарно устраивают финальные овации. Но в историю входят другими спектаклями. К счастью, Пина Бауш успела показать нам и их.