Жизнь на дне

Промышленное производство в июне замедлило темпы спада – он стал минимальным с начала года. Но кардинальных изменений не произошло: жизнь на дне продолжается

За полгода промышленный выпуск сократился к такому же периоду 2008 г. на 14,8%, сообщил Росстат. Второй квартал оказался для промышленности даже хуже первого: 15,4% против 14,3%. Но зато в июне индустрия притормозила спад до 12,1% – на 5 п. п. меньше, чем в мае. Падение в мае было максимальным с начала года, в июне – минимальным.

Торможению спада помог календарь – на 3 п. п. из 5 п. п., посчитал Владимир Сальников из ЦМАКП: в июне было на один рабочий день больше, чем годом ранее, а в мае – на день меньше. Без учета календаря и сезонности производство в сравнении с маем выросло в июне на 0,8%, сообщила министр экономразвития Эльвира Набиуллина: «В мае тоже был плюс [0,5%]». Ее зам Андрей Клепач тоже доволен: «Спад прекратил расширяться». По оценке Сальникова, в июне производство в сравнении с предыдущим месяцем выросло на 2,8% после снижения на 0,3% в мае: увеличилась добыча нефти, угля, стройматериалов, замедлился спад в автопроме, металлургии, машиностроении. Но вряд ли это начало восстановления, сомневается он, слишком серьезным был спад: с начала кризиса, с устранением сезонного и календарного факторов, – на 15,6%.

Несмотря на оживление в ряде отраслей, в индустрии «интенсивного подъема не будет», говорит Клепач: прогноз годового спада – 12,5%. За полгода объемы производства упали вдвое сильнее, чем спрос, посчитал Валерий Миронов из Центра развития ГУ-ВШЭ: предприятия распродавали запасы. Если же процесс избавления от запасов, как надеется Минэкономразвития, к июню завершен, то, возможно, индекс промпроизводства задержится на достигнутом уровне – минус 12–13%, говорит Миронов. Если спрос начнет расти, то предприятия примутся повышать запасы и объемы производства будут опережать спрос так же, как отставали первую половину года.

По данным Сергея Цухло из ИЭПП, запасы предприятий в июне оставались избыточными, темпы снижения спроса, выпуска и занятости в сравнении с маем не изменились. Три четверти предприятий в июне были недовольны спросом, показатель стабилен несколько месяцев, отмечает Цухло: предприятия «держатся на плаву». Общая траектория индустрии второй месяц примерно на одном уровне, ни улучшения, ни ухудшения, констатирует сотрудник Росстата.

Растет дисбаланс между банковским и реальным сектором, считает Клепач: у первого ситуация улучшается, но кредитование не растет, уровень ставки – запретительный для восстановления роста экономики. Кредитование сжимается, говорит зампред ЦБ Геннадий Меликьян: в июне займы нефинансовому сектору сократились на 0,8%. Причина не в отсутствии денег – банки не уверены в заемщиках, пояснил Меликьян, кредиты получают, как правило, крупные компании. Малый бизнес поддерживает государство, а средний практически выпал из системы кредитования, говорит Меликьян. Лишь треть предприятий считают, что способны взять деньги в банке, отмечает Цухло.