«Булава» лишилась отца

Одиннадцатое испытание новейшей ракеты для подводных лодок «Булава» закончилось на 30-й секунде и привело к первой в российской истории отставке генерального конструктора из-за технических проблем

Руководитель Федерального космического агентства (Роскосмос) Анатолий Перминов подписал во вторник заявление об отставке директора и генерального конструктора Московского института теплотехники (МИТ) Юрия Соломонова, сообщил официальный представитель Роскосмоса. По сведениям чиновника Минобороны, Соломонов подал заявление сразу же после неудачного летного испытания межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок Р-30 «Булава».

Испытание это состоялось 15 июля, оно было уже одиннадцатым. С 2006 г., когда начались испытания «Булавы», полностью успешными были объявлены всего три.

На сей раз «Булава» взорвалась менее чем через 30 секунд полета и вскоре после старта у ракеты отказала телеметрия, поэтому установить причины неудачи будет весьма сложно, вздыхает чиновник Минобороны.

Отставка Соломонова – первый в постсоветской истории случай, когда руководитель важнейшей оборонной программы уходит из-за технических проблем, говорит член президиума Общественного совета при Минобороны Руслан Пухов.

Роскосмос назначил исполняющим обязанности директора и генерального конструктора МИТ заместителя Соломонова Александра Дорофеева, сообщил представитель МИТ Александр Тумаков, на 14 сентября Роскосмос объявил конкурс на замещение должности директора МИТ.

Под руководством академика Российской академии наук Соломонова в МИТ помимо «Булавы» разработаны межконтинентальная ракета наземного базирования «Тополь-М» (1990-е гг.) и ее более современная модификация РС-24, испытания которой начаты в 2007 г. В 2006 г. Соломонов говорил журналистам, что разработанные его институтом «Тополь-М» и «Булава» обеспечат ядерное сдерживание, а значит, мирную жизнь для России как минимум до 2040 г., а может быть, и до 2060 г.

Традиционным разработчиком морских ракет был миасский Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. Макеева. Но в 1998 г. после всего трех неудачных испытаний новой ракеты для подлодок Р-39 УТТХ «Барк» ГРЦ им. Макеева руководство России согласилось с предложением МИТ сделать ракету меньших размеров – «Булаву». Было решено оснастить «Булавой», а не «Барком» новые атомные стратегические подводные лодки проекта 955, первая из которых – «Юрий Долгорукий» – была заложена в 1996 г. Ходовые испытания «Долгорукого» начались в прошедшем июне.

Помимо «Долгорукого» на северодвинском «Севмашпредприятии» строятся еще две лодки этого типа, к концу года планируется заложить четвертую, всего же руководство Военно-морского флота заявляло о планах строительства 6–8 лодок этого типа.

С учетом ожидаемого сокращения числа наземных межконтинентальных баллистических ракет до приблизительно 200 после 2015 г. и того, что большую их часть будут составлять моноблочные ракеты «Тополь-М», на многозарядные ракеты «Булава» через 10 лет может прийтись около половины российских стратегических ядерных боезарядов, говорит чиновник Минобороны.

Решение поручить разработку новой морской ракеты ранее не работавшему по этой теме МИТ, а не ГРЦ им. Макеева вызвало неутихающую критику в адрес Соломонова и всей программы, говорит чиновник Минобороны. Многие военные считают, что выбор разработчика – главная причина неудач «Булавы», подтверждает офицер ВМФ.

Конструкторы ГРЦ им. Макеева давно привлечены к работе над «Булавой», а задержка программы вызвана общим технологическим и кадровым упадком оборонной науки и промышленности, парирует чиновник Минобороны. По мнению военно-морского эксперта Михаила Барабанова, стратегической ошибкой стала сама программа строительства подлодок проекта 955 и разработки ракет для них, начатая в самые тяжелые для российской экономики 1990-е гг. Общая стоимость программы, включая постройку подлодок, разумеется, секретна, но она значительно превосходит стоимость для федерального бюджета строительства олимпийских объектов в Сочи (195 млрд руб.), знает Барабанов.

Из-за этой ошибки бюджет для надводного флота иссох, возникла нехватка средств для ремонта имеющихся подлодок, что привело к массовому списанию кораблей, которые могли служить еще долгие годы, продолжает он. Но сейчас, после того как на программу уже затрачены десятки миллиардов рублей, дать ей задний ход стало бы не меньшей ошибкой, уверен Барабанов: альтернативе «Булаве» нет, переделать лодку проекта 955 под макеевскую ракету «Синева», производимую для лодок более старого проекта 667 БДРМ, будет стоить не дешевле строительства новой лодки.

По мнению эксперта Центра по изучению проблем разоружения Евгения Мясникова, без «Булавы» у морской компоненты стратегических ядерных сил России нет будущего после 2020 г. А существование морской части ядерной триады (в которую входят также наземные ракеты и бомбардировщики) необходимо, так как это наименее уязвимая компонента ядерных сил и именно на нее делают ставку США, Великобритания и Франция.

Что же касается Соломонова, то комиссия Минобороны, разбиравшая причины неудачных запусков «Булавы» еще в прошлом году, предлагала разделить функции генерального конструктора и гендиректора МИТ как головного предприятия по этой программе из-за большой загруженности Соломонова организационными вопросами, говорит чиновник Минобороны. В военном ведомстве надеются, что Соломонов продолжит работать над программой как ученый и конструктор, а не как администратор, говорит чиновник.