Компания недели: «РБК информационные системы»


«Легкость совершения сделки и перспективы дальнейшего развития [компании]» – так гендиректор РБК Герман Каплун объяснил мне свое решение продать группе «Онэксим» Михаила Прохорова 51% увеличенного уставного капитала РБК, которую он основал вместе с Александром Моргульчиком и Дмитрием Беликом в 1993 г. Но я бы не сказал, что это решение так уж легко далось основателям компании.

РБК, которая в прошлом году понесла большие убытки из-за игры на бирже, уже больше полугода ведет переговоры с кредиторами об отсрочке долгов, составляющих около $220 млн. Претендентов поучаствовать в реструктуризации задолженности и по дешевке получить контроль над РБК было много. Среди них фигурировали «Национальная медиа группа» Юрия Ковальчука, «Газпром-медиа», ВГТРК и Алишер Усманов. Но серьезно рассматривались только предложения «Онэксима», «Интерроса» и еще одного претендента, сказал участвовавший в переговорах источник в РБК, не уточнив деталей.

«Онэксим» еще в марте предложил $35 млн за 65% увеличенного вчетверо капитала РБК, т. е. оценил РБК после допэмиссии в $54 млн, причем половину привлеченной суммы предполагалось выплатить кредиторам. Спустя всего две недели «Интеррос» Владимира Потанина сообщил о намерении заплатить $90 млн за контрольный пакет холдинга, исходя из оценки всей компании втрое больше – $176 млн. Но переговоры кредиторов с людьми Потанина шли не очень активно, более того, они предлагали все средства от допэмиссии направить на погашение долгов, что вряд ли устраивало менеджмент РБК.

Но и предложение «Онэксима» Каплун еще три недели назад называл «неприемлемым для большинства акционеров и кредиторов». С тех пор группа Прохорова улучшила свою оферту более чем в два раза – до $80 млн за 51% (оценка всей компании – $157 млн). К тому же с марта положение РБК сильно ухудшилось: компания допустила дефолт по двум выпускам облигаций по 1,5 млрд руб. и кредитным нотам на $43,5 млн, уставшие ждать держатели облигаций начали обращаться в суд, а Банк Москвы добился ареста активов РБК на Кипре. К тому же, чтобы продержаться до конца лета (традиционно низкого сезона у рекламодателей), компании пришлось продать РБК-банк всего за 300 млн руб. Возможно, эти обстоятельства сделали Каплуна и его коллег более сговорчивыми, а Михаил Прохоров показал себя искусным переговорщиком – он перебил оферту своего бывшего партнера Владимира Потанина, предложив меньше денег.