Дерипаска уговорил Фридмана

Альфа-банк и «Базэл» наконец нашли общий язык по поводу возврата кредитов. Первый результат – «Альфа» согласилась на реструктуризацию долгов группы ГАЗ
Д.Гришкин

Владелец «Базэла» Олег Дерипаска ездил в Альфа-банк во вторник обсуждать долговую проблему его компаний с руководителями и владельцами банка-кредитора, рассказали «Ведомостям» два знакомых Дерипаски, и наконец договорился о прекращении борьбы. «Мы не исключаем, что договоренность [о реструктуризации долгов компаний «Базэла»] вскоре будет достигнута», – передал через пресс-службу зампред правления Альфа-банка Владимир Татарчук, подчеркнув, что документы пока не подписаны. Представитель «Базэла» Сергей Бабиченко подтвердил, что его компания «близка к достижению договоренности с Альфа-банком по долгам всей группы». Переговоры о деталях реструктуризации долгов каждой из компаний «Базэла» еще продолжаются, объяснил знакомый Дерипаски.

Общий долг компаний «Базэла» перед Альфа-банком сейчас равен примерно $800 млн. А конфликт между ними разгорелся в начале года, когда заемщики перестали возвращать долги. Альфа-банк единственный из кредиторов категорически не соглашался на предлагаемые «Базэлом» условия реструктуризации и начал подавать иски о взыскании задолженности. Непримиримая позиция «Альфы» мешала даже тем компаниям Дерипаски, у которых этот банк был не самым крупным кредитором. Так, UC Rusal должна Альфа-банку всего около $100 млн из $14 млрд долга, в синдицированном кредите En+ Group в $750 млн на «Альфу» приходится около $20 млн.

Косвенно в конфликте олигархов поучаствовал и президент Дмитрий Медведев. В марте накануне встречи с владельцем «Альфы» Михаилом Фридманом он публично посоветовал банкам «прекращать корпоративный эгоизм» (см. врез). Уже к вечеру того же дня пресс-службы обеих сторон выпустили заявление о том, что конфликта нет, а Дерипаску и Фридмана связывает личная дружба. Однако Альфа-банк продолжал подавать иски к компаниям «Базэла», объясняя, что ему самому надо отдавать долги, в том числе государству. В то же время «Альфа» пыталась добиться от «Базэла» лучшего обеспечения по кредитам.

Дерипаска рьяно защищался: именно компании «Базэла» («Главмосстрой», UC Rusal, «Автодизель», АЗ «Урал») ввели практику подачи исков по статье 451 ГК, допускающей пересмотр договора, если обстоятельства серьезно изменились и этого нельзя было предвидеть. Но, кроме затягивания времени, толку от этих исков не было. В июне Альфа-банк подал первое заявление о банкротстве одной из структур Дерипаски – «Автодизеля», а «Главмосстрой», защищаясь от «Альфы», сам решил обанкротиться.

Это был один из самых ярких корпоративных конфликтов последнего времени, признает управляющий партнер AG Capital Александр Агибалов. Свою роль в примирении, по его мнению, сыграла заинтересованность в этом власти, да и самим фигурантам конфликт уже был не на руку. Ведь государство выделило ГАЗу госгарантии на 20 млрд руб., а ВЭБ «Автодизелю» – 5,6 млрд руб. на производство нового двигателя. Наконец, госбанки – одни из крупнейших кредиторов «Базэла» и списывать эти кредиты из-за «Альфы» им не хочется, замечает один из кредиторов «Базэла».

Пока «Альфа» и «Базэл» полностью урегулировали проблему только по группе ГАЗ. Автоконцерн в середине июля предложил 18 банкам отсрочить на пять лет погашение кредитов на 40 млрд руб., обеспечив половину займа госгарантиями. Альфа-банк сразу же отказался, а без него соглашение не может вступить в силу. Но недавно «Альфа» согласилась на предложенные условия, рассказал «Ведомостям» сотрудник банка, входящего в комитет кредиторов ГАЗа. По его информации, соглашение о реструктуризации может быть подписано на днях. «Мы всегда допускали возможность мирной договоренности с ГАЗом, но связывали ее с принятием решений по реструктуризации долгов всех компаний «Базэла» на устраивающих нас условиях», – заметил представитель Альфа-банка.