Яхты приплыли

Андрей Ломакин, гендиректор «Астон Мартин Москва» и управляющий партнер холдинга Burevestnik Group, задержан в Москве по делу о контрабанде дорогостоящих яхт
С.Портер

Ломакина задержали перед началом пресс-конференции о состоянии яхтенного рынка, которая была намечена на полдень. «Бизнесмен приехал на пресс-конференцию, на территорию агентства «РИА Новости» ворвались люди с автоматами, разбили окно в его «мерседесе», повалили на землю без всяких объяснений, надели наручники», – рассказал «Ведомостям» очевидец происходившего. Сам Ломакин около 13.30 ответил на телефонный звонок «Ведомостей», подтвердил, что задержан, и спросил находящихся рядом людей, может ли он ответить на вопросы газеты. Ответ был отрицательным. «Позже наручники сняли, и на место прибыл человек, представившийся адвокатом Ломакина», – рассказал сотрудник «РИА Новости», занимавшийся организацией пресс-конференции. Из разговоров проводивших задержание сотрудников спецслужб он понял, что Ломакина увезли в московское межрегиональное следственное управление (ММСУ) на транспорте Следственного комитета (СКП) для допроса.

Плата за ввоз. 20%

от таможенной стоимости согласно таможенному тарифу составляет импортная пошлина на яхты и другие плавучие средства

Ломакина задержали как подозреваемого по возбужденному ММСУ накануне уголовному делу по ст. 188 ч. 4 – контрабанда в особо крупных размерах с использованием служебного положения организованной группой (от семи до 12 лет лишения свободы. – «Ведомости»), говорится в оперативных материалах Федеральной таможенной службы (ФТС) и московского УВД на воздушном и водном транспорте. По словам представителей ММСУ и ФТС, по делу задержаны девять человек, в их числе действующий сотрудник центрального аппарата ФТС, несколько бывших таможенников, а также неназванные сотрудники АГ «Марин» и яхт-клуба «Буревестник» (входят в Burevestnik Group. – «Ведомости»). «Всех подозревают во ввозе в 2007–2009 гг. в Россию яхт по подложным документам с занижением их стоимости, вопрос об аресте задержанных будет решаться Басманным судом в четверг или пятницу», – сообщил источник в ММСУ. По словам представителя Burevestnik Group Анастасии Зайцевой, в офисе группы и яхт-клубе вчера прошли обыски. По данным правоохранительных органов, обыски вчера состоялись по 15 адресам.

Источник в МВД утверждает, что планировалось задержать и второго совладельца Burevestnik Group – Андрея Бойко. Сотрудник «РИА Новости» рассказывает, что несколько участников пресс-конференции, в том числе и Бойко, увидев, что происходит, развернулись и уехали. С момента задержания Ломакина мобильный телефон Бойко не отвечает. Зайцева говорит, что не знает, где он находится. Кто из сотрудников группы задержан, она не сообщила.

По словам Зайцевой, в компании считают случившееся «недоразумением» и «надеются, что все скоро разрешится». «Контрабанды не бывает без тайного перемещения товара через границу государства. Довольно проблематично незаметно провезти по любой из федеральных трасс яхту», – говорит она. По ее словам, «занятие, которое могло бы оцениваться как контрабанда, т. е. незаконный ввоз импортного товара, абсолютно исключено»: все ввозимые суда подлежат обязательной регистрации, без которой их использование, в том числе продажа, невозможно, а зарегистрировать судно нельзя без «должным образом оформленных документов на ввоз».

«Андрей [Ломакин] проводил белую, легальную и абсолютно законопослушную деятельность. Это похоже на ошибку или попытку какого-то рейдерского захвата», – говорит Андрей Андриянов, президент международной Ассоциации дилеров яхт и катеров. Удивлены и поставщики яхт, работающие с Burevestnik Group. «Российские правоохранительные органы порой обращаются в нашу компанию за информацией по поводу импорта лодок, но Sunseeker неизвестны случаи нарушения закона в этой области», – сообщил представитель этого британского производителя яхт. По его словам, Sunseeker ничего не известно о претензиях к Ломакину и Burevestnik Group.

Рынок яхт и катеров – один из самых закрытых. В интервью «Ведомостям» в ноябре 2008 г. Ломакин и Бойко рассказывали, что за 10 месяцев Burevestnik Group продал около 500 судов, свою долю на российском рынке дистрибуции яхт и катеров они тогда оценили в 40–50%. Небольшой катер стоил в прошлом году в среднем $110 000, яхта – около $3 млн, говорили они.