Компания недели: «Фольксваген груп рус»


Что могут несколько десятков рассерженных клиентов? Пять региональных дилеров марок концерна Volkswagen практически лишились из-за них бизнеса: новосибирские «Транзит сервис» (Skoda) и «Престиж-авто» (Audi), уфимский «Ак моторс» (Volkswagen), казанский «Нур-авто» (Skoda и VW) и «Авантаж евро моторс» (Skoda) из Старого Оскола (Белгородская обл.) задерживали выдачу ПТС на переданные клиентам автомобили. Документы задерживал импортер – ООО «Фольксваген груп рус» (ФГР), не получившее от дилеров деньги за клиентские машины. Суды, разрывы дилерских соглашений, просьбы доплатить за уже оплаченные машины несколько тысяч долларов, жалобы в ФАС. На этой неделе ФГР впервые за год, что тянутся разбирательства, официально признала, что есть пять проблемных дилеров, и пообещала решить все проблемы в ближайшее время.

История отношений ФГР, ее дилеров и рассерженных покупателей (степень гнева человека, заплатившего 6,78 млн руб. за две машины и не получившего документы, думаю, описывать не надо) шумная, но отнюдь не уникальная в российском автомобильном бизнесе. И причина конфликтов одна и та же.

Еще до кризиса автопродавцы в неофициальных беседах рассказывали, что представительства автоконцернов требуют от российских дилеров гораздо большего, чем от их иностранных коллег: шоурум по самому высокому стандарту и на самой популярной трассе, сервисную зону – обязательно по последнему слову техники. Не хочешь строить – не получишь квоту на машины. Не выполняешь план продаж – изволь пожаловать на ковер в представительство.

Где-нибудь в Испании никто не удивится, если в одном здании дилерского центра соседствуют два немца из большой тройки. В России мне такого видеть не приходилось. И дилеры рисковали (веря, что рынок будет расти без остановок). Брали кредиты и строили – кто крупнейший по площади в Европе шоурум, кто сервисный центр с фантастическим количеством постов. Кто-то вкладывал в стройку короткие кредиты. Продажи провалились, а срок отдавать пришел. У других кредиты длинные и с залогами, но кредиторы несговорчивые.

С кризисом представительства стали больше волноваться за точное планирование продаж. А дилеры – за отношения с клиентами. И те и другие должны поблагодарить десятки рассерженных клиентов дилеров ФГР за наглядный урок.