Ориентиры: Градоправители-мечтатели

В пансионат «Демидково», где традиционно проходит Пермский экономический форум, участников последнего везут в обход Перми – по объездной дороге.

Хотя напрямую через столицу края было бы ближе. Завсегдатаи форума иронизируют: Пермь не показывают, чтобы гости, среди которых немало иностранцев, составили себе впечатление о городе на основании по-европейски ухоженного «Демидково» – с профессиональным ландшафтным дизайном, оборудованной набережной и великолепным SPA-центром.

Краевая столица о европейской ухоженности пока только мечтает. На пятом форуме, который прошел в сентябре и назывался «Территория конкурентного развития», в основном и говорили о мечтах. Или даже о dreams, как уточнил губернатор Олег Чиркунов – специально, чтобы было понятно многочисленным приглашенным иностранцам. На форуме прошла презентация мастер-плана Перми – его сделали голландцы (KCAP Architects & Planners). Они же представили его на суд публике – апеллируя к зарубежному опыту, демонстрируя красивые картинки и аккуратно избегая почти любых цифр, что вызвало недоумение сидящих в зале архитекторов. Как оправдывалась потом в кулуарах одна из сотрудниц KCAP, их специально перед выступлением попросили говорить не о цифрах, а об идеях.

У Перми пока что нет своего бренда (если не считать «занятого» «Единой Россией» медведя). Одно из предложений голландцев – поменять медведя на волка и начать позиционировать город как кампус для истинных предпринимателей. Смысл идеи – создать место для первопроходцев, которые, в свою очередь, сформируют новую прекрасную реальность. Прямо как у Маяковского: «Через четыре года здесь будет город-сад». Кстати, еще одна из прозвучавших на форуме преобразовательских идей – Пермь должна стать новой культурной столицей России. Причина, почему выбрали культуру, а не, к примеру, популярные нынче в стране инновации, проста: это, по мнению местных властей, не потребует серьезных финансовых и прочих затрат.

Основная идея преобразований такова: Перми предлагается стать компактным и открытым городом. То есть не осваивать новые территории, как запланировано генпланом, а уплотняться в границах существующей застройки. Идея, надо сказать, спорная, что признал и сам губернатор, задав ее разработчикам вопрос: а стоит ли заниматься дорогостоящей реконструкцией кварталов, у которой есть серьезные минусы в виде «негатива от жителей» и необходимости значительных инвестиций, когда можно без проблем застраивать «чистое поле», благо свободных зон в городе достаточно? Архитекторы из Европы ответили просто: это новое видение развития города, люди, живущие в нем, не должны быть «запертыми» в своих домах. Поэтому им нужно оставить как «зеленый ресурс» второй, до сих пор, несмотря на грандиозные планы властей, не освоенный берег реки Камы. И по возможности отказаться от комплексной застройки микрорайонов Ивы и Бахаревки. Застройка «чистого поля» высотками дает лишь краткосрочный инвестиционный эффект, убеждали архитекторы. Если город не будет привлекательным и удобным для населения, то построенные дома, детсады и т.п. будут пустовать.

«Ошибки» же природного ландшафта в виде оврагов можно превратить в его достоинства – разбив парки и проложив пешеходные маршруты. Заброшенные здания можно приспособить под арт-центры или организовать выставочные пространства. А чтобы город стал совсем удобным для жизни, надо пересадить пермяков из личных автомобилей на велосипеды или в общественный транспорт. Кстати, развитая система последнего должна сформировать новый имидж города.

Существующая дорожная сеть «почти достаточна», признал Люка Гуала из итальянской компании Systematica, но она «плохо содержится» и налицо серьезные проблемы с пропускной способностью перекрестков. Есть хорошие магистрали, но они не связаны с другими дорогами, к ним приходится добираться через лабиринт маленьких улочек – в общем, «проницаемость» кварталов оставляет желать лучшего. Итальянец предложил ограничить использование автомобилей – и сделать это именно сейчас (существующая обеспеченность личным транспортом – 300 машин на 1000 пермяков), а не дожидаться, когда их доминирование станет необратимым. В «Городском меморандуме», который раздали участникам форума, было приведено высказывание английского публициста начала прошлого века Сирила Норткота Паркинсона: «Машины расплодили пригороды и убили город». В меморандуме задается вопрос: «Кому принадлежит город – жителям или самому себе?»

«Люди выбирают города, а города должны за людей конкурировать», – убеждал собравшихся сити-менеджер Перми Аркадий Кац. Во время его выступления собравшимся было предложено поучаствовать в интерактивном голосовании и сообщить, кто, по их мнению, должен регулировать управление городом – рынок или муниципалитет? За рынок проголосовала только четверть зала – видно, кризис помог расставить акценты. Аркадий Кац озвучил главную задачу власти: не ждать, а двигаться, правильно определить цель и четко к ней идти. То, что местная администрация находится в постоянном движении, несомненно, демонстрируют пермские форумы. Как и то, что декларируемые ею цели, несомненно, благородные. Вот только падение численности населения Перми длится уже более 10 лет. Значительную роль здесь играет отток жителей из города.