3 млрд руб. за пять лет

Азово-Донское пароходство вчера отчиталось о ходе строительства Ростовского универсального порта: инвестировано 1,5 млрд руб. В ближайшие два года планируется еще столько же

Первый этап создания РУП пароходство завершило в 2009 г., вложив за три года около 1,5 млрд руб. На сайте компании названы финансовые партнеры: Юго-Западный банк Сбербанка и банк «Центр-инвест».

Азово-Донское пароходство

группа компаний. Основной собственник компаний, входящих в группу, – Михаил Швалев. Включает более 20 предприятий водного транспорта, в том числе ОАО «Донречфлот». Флот – более 200 судов различного назначения. Финансовые показатели не раскрываются. В 2009 г. перевезено более 4 млн т грузов

В 2010–2012 гг. пароходство инвестирует во второй этап проекта мультимодального транспортно-логистического узла «Ростовский универсальный порт» (РУП), который реализуется на принципах государственно-частного партнерства, 1,5 млрд руб. Об этом сообщил вчера генеральный директор пароходства Михаил Швалев на совещании по вопросам развития строительства аэропортового комплекса «Южный» и РУП в администрации Ростовской области. Средства пойдут на строительство первых очередей угольного, зернового и контейнерного терминалов, четырех причальных стенок протяженностью 530 м, рассказал Швалев.

Проектные работы по строительству инженерной инфраструктуры выполнит «Инпроектречтранс» (контракт заключен 13 января), говорит гендиректор ФГУ «Ространсмодернизация» Игорь Зяблицкий. По его словам, они закончатся в 2011 г. и можно будет приступить к строительству.

Построено шесть причальных комплексов мощностью до 2,5 млн т грузов в год и протяженностью 840 м, 80 000 кв. м открытых складских площадок, 5 км железнодорожных и автомобильных внутрипортовых дорог, автотранспортный таможенный пост, склад временного хранения грузов, рассказал Швалев. По данным областной администрации, с момента запуска первой очереди в 2008 г. порт переработал около 1 млн т грузов. Только угля в 2010 г. порт планирует перевалить 1,5 млн т, говорит Швалев. По его словам, основные потребители экспортируемого через южные порты угля – Турция, Румыния, Греция, а экспорт 1 т угля через РУП будет обходиться на $5 дешевле, чем через Украину.

К 2016 г. годовой оборот перевалки грузов через порт должен составить 16 млн т. Пока для порта нет достаточной грузовой базы, говорят аналитик Seanews Лилия Аксенова и менеджер Ростовского порта. Пока таких объемов просто неоткуда взять, заявления об этом носят больше «политический характер», говорит менеджер Ростовского порта. Перевалить 1,5 млн т угля в 2010 г. тоже вряд ли возможно – пропускная способность ж/д станции Заречная (обслуживает ряд портов на левом берегу Дона) не позволит, к тому же уголь – «конъюнктурный и сезонный товар», он экспортируется в Турцию, которая постепенно переходит на газ, отмечает он. Строительство же зернового терминала, возможно, оправданно: экспорт зерна – это «вечный» бизнес, считает собеседник. Гендиректор агрофирмы «Валары» Кирилл Подольский, напротив, думает, что у местных зернотрейдеров есть свои терминалы с потенциалом роста. «Не представляю, кого из них заинтересует этот проект [РУП]», – сомневается он. В 2009 г. из портов азовского бассейна «Валары» перевалили на экспорт 880 000 т зерновых (данные с сайта компании).

Сейчас в РУП идут «стабильные объемы» контейнеров (плитка, строительные грузы), уголь, но не в его пользу играют малые глубины подходного канала (4 м), который надо постоянно углублять, говорит Аксенова. Она полагает, что в отдаленной перспективе терминалы РУП могут заинтересовать Объединенную зерновую компанию (получить комментарии компании вчера не удалось).