Вы потанцуйте, мы похлопаем

На десятом году существования весенний балетный фестиваль в Санкт-Петербурге оказался уравновешенным и бессобытийным
Н.Разина

Три длиннющих отделения финального гала-концерта с двумя огромными антрактами почти не сказались на заполненности зала: в Петербурге привыкли отдаваться балету безоглядно, с ощущением приобщения к великому искусству.

Вежливо встретили одноактное «Бессмертие в любви» Новосибирского театра оперы и балета – в последнее время труппа прописалась на фестивале в качестве постоянной приглашенной, потому что ею руководит экс-звезда Мариинки Игорь Зеленский.

Потом отдали должное солистке Гамбургского балета Элен Буше – крепкая танцовщица экспрессивно солировала в баланчинских «Рубинах», выручив театр, когда отменился дебют в спектакле Натальи Осиповой из Большого.

В третьем отделении с воодушевлением аплодировали приме из Королевского балета Великобритании Алине Кожокару – эта крошка с даром трагедийной актрисы стала любимицей Петербурга и старается не пропускать фестиваля, даже если приходится ограничиться, как в этот раз, 10-минутным выступлением.

А под конец расщедрились на овации местным любимцам, хотя Ульяна Лопаткина танцевала «Танго» Никола Андросова, которое способно украсить лишь концерт самодеятельности, Виктория Терешкина была блистательна, но уже привычна в Классическом па-де-де на музыку Чайковского, а Ирма Ниорадзе и Илья Кузнецов в «Кармен-сюите» повторили собственную «Шехеразаду».

Так же весомо и в целом бессобытийно выглядел весь фестиваль-2010.

Созданный бывшим руководителем балета Мариинского театра Махаром Вазиевым и его помощником Павлом Гершензоном фестиваль когда-то ловко совмещал множество разнообразных задач – от заполняемости зала промозглой питерской весной и обеспечения партнерами первоклассных мариинских див до утверждения безусловного лидерства в мировом классическом балете. Но, вероятно, главным за первые годы фестиваля оказалось расширение наших представлений о современном балете. Там, где теперь прописалась новосибирская труппа (интересная и обладающая яркими, не похожими друг на друга балеринами, но пока не определяющая путей мирового балета), выступали NDT – театр Килиана, Гамбургский балет Ноймайера, Большой театр. В гости звали не милых людей и сильных танцовщиков, а артистов, менявших облик современного искусства.

Структура «Мариинского» изменений не претерпела. Он открывается премьерой – и в этом году «Анна Каренина» Алексея Ратманского казалась самым живым, спорным и перспективным событием фестиваля. Продолжается традиционными классическими постановками, в которых петербургские танцовщики составляют дуэты с приглашенными звездами, – в этой части выделялось выступление берлинской звезды Полины Семионовой – давящую монументальность «Ромео и Джульетты» Лавровского ей удалось преобразовать в спектакль о невесомости духа, обретающего в любви неодолимую силу. Разбавляется факультативными новинками – на этот раз вечер New Generation состоял из водянистых постановок трех хореографов, комплиментом лучшему из которых будет хорошее знание европейского балетного контекста и отличное использование внешних данных балерины Екатерины Кондауровой.

Но если судить по фестивалю «Мариинский», мировой балет застрял в начале 2000-х, нет ни хореографов, ни танцовщиков, способных конкурировать с поколением Ратманского – Лопаткиной – Малахова. Но есть публика, все еще забивающая до отказа все выбоинки и щели Мариинского театра в дни фестиваля и ждущая от балета нового слова.