Первый покупатель


Globaltrans

железнодорожный оператор. Основной акционер – Transportation Investments Holding Ltd. топ-менеджеров группы «Н-транс» (50,1%). Выручка (МСФО, 2009 г.) – $1,16 млрд, чистая прибыль – $121,2 млн.

Globaltrans предложила купить у РЖД до 50% Второй грузовой компании (ВГК), заявил вчера президент монополии Владимир Якунин. Гендиректор Globaltrans Сергей Мальцев отметил лишь, что его компания не исключает такой возможности. Но, по данным Reuters, оператор уже оценил ВГК в 50 млрд руб.; чтобы найти половину этих денег, Globaltrans может провести SPO, разместить облигации или взять кредиты.

ВГК должна быть создана к 1 октября 2010 г. как 100%-ная «дочка» РЖД, от которой она поэтапно получит до 200 000 вагонов. Но есть условие: «к окончательному выводу» ВГК на операционную деятельность РЖД должна избавиться от контроля в уже созданной Первой грузовой компании (ПГК), говорил в марте замминистра транспорта Андрей Недосеков.

Если контроль в ВГК будет продан Globaltrans, нужно будет пересмотреть это условие, сказал вчера Якунин, иначе РЖД лишится контроля сразу в обеих «дочках», что противоречит стратегическим интересам компании. Эта идея уже обсуждалась, говорит чиновник Минэкономразвития, но решения нет. Представители РЖД и Минтранса от комментариев отказались.

Сделка с Globaltrans маловероятна, считает чиновник Минэкономразвития, оператор вряд ли сможет привлечь нужную сумму. По его мнению, ВГК стоит дороже 50 млрд руб., примерно как ПГК. А ее оценка – около $5 млрд (т. е. больше 150 млрд руб.), заявлял в апреле президент ПГК Салман Бабаев.

Оценка ВГК в 50 млрд руб. занижена, согласен аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов: не может компания, у которой 200 000 вагонов, стоить дешевле Globaltrans с парком в 37 000 вагонов (вчерашняя капитализация на LSE – $2 млрд, по данным Bloomberg).

Хотя Globaltrans по силам привлечь 25 млрд руб., считает Тараканов: в этом случае ее долг вырастет до $1,07 млрд, а отношение долга к EBITDA составит вполне допустимые 3,1. И если оператору все же удастся получить контроль в ВГК, это будет успехом, добавляет Тараканов: у Globaltrans будет большой парк полувагонов, а это основа ее бизнеса. Рынок тоже оценил заявление Якунина: Globaltrans вчера подорожала почти на 14%.