Долой долги

«Аэрофлот» решил экономить – и отказался от займов в ближайшие три года. За 2009 г. долг компании вырос на треть до $1,9 млрд

Аэрофлот» не будет привлекать новые займы в течение трех лет, заявил вчера его финдиректор Шамиль Курмашов (его слова передал «Интерфакс»). Последний раз «Аэрофлот» занимал весной, выпустив трехлетние биржевые облигации на 12 млрд руб. Когда придет срок их погашения, авиакомпания вновь задумается о привлечении капитала: она может рефинансировать заем, выпустив конвертируемые облигации или разместив на бирже акции, которые сейчас выкупает у структур бизнесмена Александра Лебедева, рассказал Курмашов. А до того компания не планирует ни масштабных капиталовложений, ни сделок M&A, поэтому нет нужды и в новых займах, объяснил финдиректор.

Раньше компания вела активную инвестиционную политику. Самым затратным проектом стало строительство терминала D «Шереметьево», который обошелся его акционерам – «Аэрофлоту», ВЭБу и ВТБ (им принадлежит 52,8, 25 и 22,8% акций ОАО «Терминал») более чем в $1 млрд. Только в прошлом году для достройки терминала авиакомпании пришлось привлечь в ВТБ и ВЭБе $236,3 млн, а общая сумма кредитов на этот проект достигла на конец 2009 г. $811,7 млн. Это долг «Терминала», он консолидируется в отчетности «Аэрофлота», но авиакомпания не несет по нему обязательств, уточнил Курмашов. Всего в прошлом году долг «Аэрофлота» вырос на 34% до $1,9 млрд.

«Аэрофлот» до конца года должен присоединить еще шесть авиакомпаний, которые находились под управлением «Ростехнологий». Но их перевозчик получит в обмен на допэмиссию акций, напомнил Курмашов, и занимать не придется.

Несмотря на то что доходы «Аэрофлота» снизились в 2009 г. на 27% до $3,35 млрд, чистая прибыль выросла более чем в три раза до $86 млн. Свободных средств «Аэрофлоту» хватит для обслуживания операционной деятельности, уверен Курмашов. Чистый денежный поток от операционной деятельности в 2009 г. составил $228,5 млн. Кроме того, в 2010 г. «Аэрофлот» намерен сократить издержки еще примерно на $60 млн, сообщала авиакомпания. Планы брать в финансовый лизинг новые самолеты на показателях компании сильно не скажутся, ведь ставка лизинга для «Аэрофлота» составляет в среднем LIBOR + 1%, отмечает финдиректор.

Денег у «Аэрофлота» достаточно. На начало 2009 г. на его счетах было $121,1 млн, еще 12 млрд руб. компания заняла для выкупа акций Лебедева, но пока приобрела лишь 6,3%. Компания готова выкупить еще 19,5% акций, сказал Курмашов, но Лебедев заявил вчера, что передумал их продавать. Тем лучше: будет дополнительная свободная наличность, отвечает Курмашов.

Долг «Аэрофлота» велик, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова и советует компании избавиться от доли в терминале D и его долга. Делать это «Аэрофлот» не планирует – терминал будет объединен с Международным аэропортом «Шереметьево», управляющим терминалами E и F, говорит Курмашов.