Daimler не помощник

До 2012 г. «Камаз» не планирует инвестиций в модернизацию грузовиков, за исключением обязательного перехода на двигатели стандарта Euro-4
С.Николаев

ОАО «КамАЗ»

производитель грузовой техники. акционеры: ОАО «Ростехнологии» (49,9%), ОАО «Тройка диалог» (26,8%), ЕБРР и Daimler AG – 15%. финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 65 млрд руб., Чистый убыток – 6,9 млрд руб.

Модельный ряд принципиально обновляться не будет до 2013 г., рассказал главный конструктор автозавода по автомобилям Анатолий Жабин. В ближайшие два года завод сосредоточится на подготовке к переводу производства двигателей на стандарт Euro-4. Затраты на проведение работ по оснащению агрегатной базы под Euro-4 составят 300 млн руб., говорит заместитель гендиректора по стратегии «Камаза» Ирек Гумеров.

На улучшение потребительских свойств грузовой техники «Камаз» потратил в 2007–2009 гг. свыше $125 млн, учредив с иностранными компаниями четыре СП по локализации ключевых автокомпонентов. Основные средства на это получены за счет синдицированного кредита Внешторгбанка на $50 млн и 40 млн евро. В марте 2008 г. «Камаз» создал последнее, четвертое СП с корпорацией Federal Mogul для сертификации двигателей на соответствие Euro-4. Все инвестиции «Камаза» в 2007 г. составили 3,7 млрд руб., в 2008 г. – 4,8 млрд, в прошлом году – 2,9 млрд руб.

Из-за кризиса ни одно СП не вышло на проектную мощность, признался один из топ-менеджеров завода. «Cummins-Кама» к 2010 г. планировала выйти на выпуск 25 000 двигателей, а произвела менее 2000, подтвердил сотрудник СП.

Спрос на грузовую технику упал по сравнению с 2008 г. в 3,2 раза, сообщил на годовом собрании акционеров 25 июня генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин. «В прошлом году «Камаз» продал 25 900 грузовиков, из которых 9000 было закуплено по госпрограммам и 3900 ушло на экспорт», – говорится в годовом отчете компании. При этом 6000 автомобилей (из 13 000 на свободном рынке) было реализовано со скидкой в 25–30%, сказал «Ведомостям» Когогин.

Представитель стратегического инвестора «Камаза» Daimler AG Силке Уолтерс не стала комментировать инвестиционную политику завода. «Мы обсуждаем различные проекты, также идет обмен различными технологиями между «Камазом» и Mercedes-Benz Trucks. К сожалению, мы не можем раскрыть другие детали сотрудничества», – сказала она.

«Тайм-аут «Камаза» – вынужденная мера», – считает директор российского представительства А.T. Kearney Евгений Богданов. «В условиях ограниченной ликвидности хотя бы Euro-4 освоить, иначе «Камаз» ни одного грузовика не продаст», – добавляет он. «Для <...> Daimler AG больше важна доминирующая доля «Камаза» на российском рынке (по итогам 2009 г. – 55%), завод вряд ли ее потеряет, так как защищен ввозными пошлинами на импортную технику (в среднем они повысились на 10%)», – полагает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев.