Рекламные загадки

За два года 15 федеральных телеканалов могли заработать на рекламе 152 млрд руб., следует из опубликованных Федеральной антимонопольной службой данных об их долях

Первый расчет служба сделала две недели назад, но была вынуждена делать новый из-за низкой доли, которая получилась у РЕН ТВ (0,06% национального и 0,01% регионального рынка рекламы). По обновленным расчетам, доля РЕН ТВ составляет 4,83% федерального рынка рекламы и 2,9% регионального.

Официальные данные о долях каналов понадобились из-за поправок в закон «О рекламе», запретивших федеральным телеканалам заключать договоры с медиаселлером, контролирующим более 35% продаж телерекламы в стране. Сейчас крупнейший селлер «Видео интернешнл» (ВИ), по оценке ФАС, контролирует около 70% рынка телерекламы. Новый расчет не изменил расстановку сил: если верить данным ФАС, «Первый канал», ВГТРК, CTC Media с 2011 г. не смогут больше продаваться через одного селлера (сейчас работают с ВИ) – любые два из них в сумме имеют долю больше, чем позволяет закон.

ФАС не сообщила, каковы доходы федеральных каналов, – только доли, причем отдельно по национальному и региональному размещению рекламы совокупно за 2008–2009 гг. Единственная компания, которая публично отчитывается о своих доходах с такой детализацией, – CTC Media. В 2008–2009 гг. каналы CTC и «Домашний» вместе заработали на национальном размещении 22,8 млрд руб., на региональном – 5 млрд руб. (расчеты «Ведомостей» по курсу доллара ЦБ РФ: в 2008 г. – 24,81 руб., в 2009 г. – 31,68 руб.). По оценке ФАС, их доля в национальном размещении – 17,65%, в региональном – 21,63%.

Исходя из этого все 15 федеральных каналов, доли которых рассчитала служба, в 2008–2009 гг. могли заработать на национальном размещении 129 млрд руб., а на региональном – еще 23 млрд руб. Если добавить к этому НДС и комиссию селлера (15% – средняя по рынку, по данным участников рынка), выходит, что в 2008–2009 гг. рекламодатели потратили на ролики на федеральных каналах около 206 млрд руб. Каналы, которые ФАС признала федеральными, по оценке двух экспертов рынка, контролируют около 90% рынка телерекламы. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок телерекламы за этот период составил 252,6 млрд руб., таким образом, погрешность – менее 10%.

С официальными данными каналов оценки ФАС и расчеты «Ведомостей» расходятся больше. По данным Счетной палаты, «Первый канал» в 2008 г. и первой половине 2009 г. заработал на рекламе почти 35 млрд руб. А из данных ФАС выходит, что канал за два эти года заработал только 33,5 млрд руб. Недосчиталась доходов и РЕН ТВ: из отчетности RTL Group следует, что ее выручка за те же два года составила 10 млрд руб., а по данным ФАС выходит только 7 млрд руб.