Вектор


Нефть Ванкорского месторождения, запущенного «Роснефтью» в прошлом году, стала своего рода ложкой дегтя, которая снижает качество сырья, проходящего по системе «Транснефти» в регионах Сибири. Это ощущает на себе «Газпром нефть». Как заявил на недавней телеконференции заместитель гендиректора этой компании по переработке и сбыту Анатолий Чернер, после подключения к трубе Ванкора наблюдается утяжеление нефти, поступающей на Омский НПЗ. Это означает снижение в ней доли бензиновых фракций, в результате чего уменьшается выход светлых нефтепродуктов, увеличиваются затраты на переработку и снижается ее глубина. По словам Чернера, плотность нефти увеличилась с 0,83 в 2009 г. до 0,85. При этом глубина переработки упала примерно на 1,5%. В перспективе «Газпром нефть» ожидает дальнейшего утяжеления нефти, поступающей на Омский НПЗ.

Ложка дегтя

Чтобы сохранить глубину переработки на приемлемом уровне, компании придется строить новые установки крекинга или расширять мощность существующих. Кроме того, уже запланировано строительство установки гидрокрекинга с 2014 г. Сколько компании придется потратить на эти проекты, Чернер не сказал. Но уже понятно, что речь может пойти о сотнях миллионов долларов.

Удивительные совпадения

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) объявил о начале расследования в отношении Altimo, опосредованно владеющей блокпакетами «Киевстара» и «Вымпелкома». Эти два оператора еще в апреле 2010 г. влились в объединенный холдинг Vimpelcom Ltd., но вскоре после того, как это произошло, АМКУ вдруг решил пересмотреть ранее выданное разрешение на их объединение. А теперь Altimo не отвечает на запросы комитета о влиянии компании на украинский сотовый рынок – вот АМКУ и начал расследование, объясняет его представитель. На все запросы, которые Altimo получила, ответы были даны, говорил недавно «Ведомостям» близкий к компании источник. Но дело скорее всего не в сбое коммуникаций, даже если он и произошел по какой-то причине. Отзывая разрешение на слияние «Вымпелкома» и «Киевстара», АМКУ, по сути, пошел навстречу третьему сотовому оператору Украины (после «Киевстара» и МТС) – компании «Астелит», жаловавшейся на предстоящую концентрацию в руках объединенной компании частот и доходов. В июле «Астелит» отозвал жалобу, но это совпало по времени с увеличением доли, принадлежащей в этой компании все той же Altimo. Россияне увеличили с 4,99% до 13,22% пакет в Turkcell, контролирующей «Астелит». Связь между этими событиями вполне могла заинтересовать АМКУ. Хотя отзыв разрешения на уже совершенную сделку выглядит не менее подозрительно.

Меньше денег – больше доля

Лето 2010 г. запомнилось всем бесконечным потоком новостей о повышении цен: на мировых биржах дорожают какао, сахар, зерно, в России производители норовят переписать ценники на все сразу – от меда до пива и непродовольственных товаров. На этом информационном фоне ярко выделяется вчерашнее сообщение The Wall Street Journal о том, что товары корпорации Procter & Gamble (P&G) существенно подешевели: по подсчетам Sanford Bernstein на основе данных Nielsen, к 10 июля батарейки компании стоят на 13,3% дешевле, чем годом ранее, шампуни – на 5,4%, кондиционеры – на 6,6%, жидкие моющие средства – на 5,1% и т.  д. Это не случайные колебания, а часть стратегии компании, управляемой последние девять лет бывшим десантником Робертом Макдоналдом. «Минус 10% примерно на 10%» – так характеризует он политику P&G, решившей ввязаться в ценовую войну с конкурентами, постоянно повышающими стоимость своих товаров. Макдоналд запланировал на этот год мощную атаку на бразильский, индийский и африканские рынки, а также захват доли Unilever и Colgate-Palmolive на всех других территориях. Ради этого P&G готова в кратковременной перспективе пожертвовать частью прибыли. У такой стратегии сейчас конкурентов не много.