Осаму Масуко: "Японские поставщики комплектующих обязательно появятся на российском рынке"

Как Mitsubishi сможет сделать свое калужское предприятие лучшим автозаводом России? Почему продажи компании в Канаде растут, а в Америке падают? Какой проект сейчас самый важный? Рассказывает президент Mitsubishi Motors
А. Махонин

Россия последние годы была одним из важнейших рынков для Mitsubishi Motors, компания демонстрировала здесь рекордные темпы роста. Но мировой кризис больно ударил и по России, и по Mitsubishi Motors: продажи компании в нашей стране в 2009 г. упали на 63% (рынок в целом – на 49%), а эксклюзивный российский дистрибутор, «Рольф импорт», оказался на грани дефолта. Но японцы не бросили своего партнера: торговое подразделение холдинга, Mitsubishi Corp., выкупило 40% «Рольф импорта», и бизнес был спасен. До кризиса Mitsubishi Motors рассматривала возможность строительства собственного завода в России с финансовым участием «Рольфа», но после того, как начались переговоры о совместном заводе Mitsubishi Motors и PSA Peugeot Citroen, этот вопрос больше не поднимался. Совместный завод «ПСМА рус» (70% – у PSA, 30% – у Mitsubishi) был открыт в Калуге в этом году. Сейчас на нем собираются Citroen C4, Mitsubishi Outlander и его клон под французским именем Citroen C-crosser. О том, как развивается производство Mitsubishi Motors в России, как компания собирается развивать свои продажи в нашей стране и мире, «Ведомостям» рассказывает президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко

2002

генеральный директор моторного подразделения А,

2003

старший вице-президент группы машинного оборудования Mitsubishi

2004

руководитель международных операций Mitsubishi Motors

2005

президент и операционный директор Mitsubishi Motors

Подарок для президента

Осаму Масуко носит запонки Paul Smith (на фото). Он рассказал «Ведомостям» необычную историю того, как стал их владельцем: «Приезжал топ-менеджер «Рольфа», я увидел у него эти запонки и сделал ему комплимент. Судя по всему, ему не очень хотелось их мне дарить, но все-таки я их получил. И вот теперь с удовольствием ношу».

Mitsubishi Motors Corporation

Производитель автомобилей. Финансовые показатели (финансовый год, закончившийся 31.03.2010): выручка – 1,45 трлн иен ($15,47 млрд), чистая прибыль – 7,3 млрд иен ($78,4 млн). Акционеры: Mitsubishi Group (Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corporation, Bank of Tokyo-Mitsubishi) принадлежит 34% акций, остальные бумаги в свободном обращении. Капитализация – $7 млрд. Насчитывает пять заводов по сборке автомобилей и восемь – по производству автокомплектующих. Продает автомобили в 160 странах мира.

ПОЕЗД УШЕЛ

«До того как мы вступили в переговоры с PSA, мы изучали возможность строительства завода силами только Mitsubishi. И вот тогда разговоры о том, что неплохо бы проработать вопрос о финансовом участии «Рольфа» в строительстве завода, действительно велись, – рассказывает Масуко. – Но когда мы приступили к переговорам с PSA о строительстве совместного завода, то речь о финансовом участии «Рольфа» в создании завода не шла изначально».

– В 2009 г. падение продаж Mitsubishi в России оказалось больше, чем среднее падение рынка. Довольны ли вы тем, как сработал «Рольф» в кризисный год?

– Следующий год – год 20-летия «Рольфа». Мы считаем, что до 2008 г., когда разразился мировой финансовый кризис, «Рольф» работал хорошо. Но мировой кризис оказал очень сильное влияние на всех и везде, и особенно в автомобильной индустрии. Конечно, наши продажи в 2009 г. в России нельзя назвать хорошими. Но в 2010 г. появилась очень сильная тенденция к восстановлению, поэтому я не могу сказать, что мы испытываем чувство неудовлетворения от того, как работает «Рольф». Кроме того, на рынок выходит Mitsubishi Outlander, который собирается на заводе в Калуге, и мы собираемся укреплять наше сотрудничество с «Рольфом» и увеличивать объемы продаж.

– В чем будет заключаться это укрепление?

– Когда я говорю об «укреплении сотрудничества», я имею в виду новый «Рольф», который появился после того, как Mitsubishi Corp. приобрела 40% акций компании «Рольф импорт».

– А почему Mitsubishi Motors не выкупила акции в «Рольф импорте» напрямую, а лишь получила опцион на эту долю, а сами акции купила Mitsubishi Corp.?

– Наши управленческие ресурсы не безграничны, и приходится расставлять приоритеты. В России мы приняли решение делегировать вопросы продаж «Рольфу» и Mitsubishi Corp. – у Mitsubishi Corp. пока недостаточно опыта в области производства, зато многолетний опыт в области продаж, – а самим сконцентрироваться на производстве. Организация производства в Калуге не такое уж простое дело. Сейчас там ведется крупноузловая сборка, но в перспективе мы нацелены на полномасштабное производство с увеличением доли местных компонентов. Наша основная цель – добиться на калужском заводе качества, которое не будет уступать японскому. В перспективе на этом заводе будет работать около 3000 человек. Мы как автомобилестроители стремимся к тому, чтобы калужский завод был лучшим в своей отрасли в России.

– Mitsubishi Motors является младшим партнером в вашем совместном заводе с PSA Peugeot Citroen. В чем именно заключается роль вашей компании в Калуге?

– PSA делает свои автомобили, мы – свои. Мы несем ответственность за наши автомобили.

– Но сейчас на калужском заводе собираются Citroen C4, Citroen C-crosser и Mitsubishi Outlander. C-crosser – это перелицованный Outlander. Значит ли это, что ваши инженеры контролируют и качество Citroen C-crosser?

– Сейчас на заводе в Калуге постоянно работают шесть инженеров Mitsubishi Motors плюс специалисты, приезжающие на завод в командировки. Да, японские инженеры участвуют в производстве тех моделей, которые мы отдали PSA.

– Как вы собираетесь развивать локализацию в России, есть ли уже договоренности с вашими поставщиками, которые снабжают вас в Японии, о приходе в нашу страну?

– Существуют показатели по локализации, которых мы обязаны достичь: 10% по истечении 24 месяцев [с начала производства], 20% – через 42 месяца и 30% – после 54 месяцев. По мере наращивания нашего производства и производства других японских компаний японские поставщики обязательно появятся на этом рынке. И европейские поставщики комплектующих тоже. Так что мы надеемся в будущем покупать комплектующие как у японских, так и у европейских поставщиков [которые придут в Россию], а может, и у российских производителей тоже.

– То есть пока конкретных японских компаний – потенциальных поставщиков комплектующих для завода в Калуге вы назвать не можете?

– Среди японских производителей комплектующих очень много компаний, которые хотели бы прийти в Россию, в том числе и среди наших поставщиков. Но только на наших объемах производства им построить бизнес крайне сложно. Поэтому они видят выход в поставках не только нам, но и заводам Toyota и Nissan.

– PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors договорились совместно разрабатывать двигатели для электромобилей, в первую очередь речь идет о легких коммерческих автомобилях (LCV). Когда увидим первые результаты?

– Мы уже выпускаем и продаем легковой электромобиль i-MiEV, его под своими брендами будут также продавать Peugeot и Citroen – первая отгрузка ожидается в октябре этого года. На автосалоне в Париже мы покажем эти машины. Что касается совместных разработок, то мы сейчас обсуждаем с PSA, когда и как их лучше представить.

– Вы удовлетворены спросом на i-MiEV в Японии?

– Сейчас приобретение этого автомобиля субсидируется японским правительством. Но автомобили все равно стоят недешево, потому что очень дороги аккумуляторы и ряд других комплектующих. Мы постоянно работаем над снижением себестоимости, производство и сбыт идут в соответствии с бизнес-планом. В следующем году мы планируем начать экспорт этих автомобилей в Северную Америку и год от года увеличивать производство.

– До какого уровня вы надеетесь снизить розничную цену на i-MiEV?

– С 2009 до 2010 г. нам удалось снизить стоимость одного автомобиля на 600 000 иен ($7100). Сейчас цена автомобиля – 2,8 млн иен ($33 200), к 2012–2013 гг. мы стремимся снизить цену до 2 млн иен ($23 700).

– Это розничная цена минус субсидия?

– Да. Но надо учитывать, что размер субсидии каждый год сокращается.

– Когда ваша компания объявит о создании совместного предприятия с Magna по строительству батарей для электромобилей?

– (Улыбается.) Весть о нашем «совместном предприятии» пришла в этом августе откуда-то из Австрии. На самом деле мы ни разу не встречались с Magna и ни разу с ними не разговаривали. Мы не являемся производителями батарей, и для нас сама мысль об этом является дикой.

– То есть ни Mitsubishi Motors, ни Mitsubishi Corp. не собираются разрабатывать и производить батареи?

– Сами – нет. Но мы не знаем, что и с кем собирается делать Mitsubishi Corp.

– На ваш взгляд, какие рынки являются самыми многообещающими для электромобилей?

– Те, где производятся электромобили, – Япония, Европа, Северная Америка. Мы считаем также достаточно перспективным рынком и китайский, так как, по сообщениям СМИ, в Китае уделяется большое внимание электромобилям и правительство намерено оказывать поддержку. Не знаю, насколько у нас, иностранной компании, хватит возможностей и сил конкурировать на китайском рынке.

– Но в чем экономический и экологический смысл развития электротранспорта в Китае? Это имеет смысл в Южной Корее или во Франции, где около 80% электроэнергии вырабатывается на АЭС, а в Китае она идет в основном с угольных электростанций и при увеличении парка электромобилей это будет означать лишь одно – смещение центра эмиссии СО2 из городов в пригороды, где расположены ТЭС.

– Совершенно верно: в Китае 80% энергии вырабатывается тепловыми электростанциями. Я как раз в октябре собираюсь ехать в Китай обсуждать эту тему: Китаю необходимо пересмотреть энергетическую политику. Даже если мы забудем про электромобили, то спрос на энергию в Китае ежегодно растет громадными темпами и сохраняющееся доминирование тепловых электростанций приведет к неимоверному увеличению выбросов СО2. Поэтому я считаю, что китайская энергетика должна переориентироваться либо на АЭС, либо на ГЭС, либо на гелиоэнергетику и использование источников подземного тепла.

– Можете ли вы рассказать подробнее о маленьком автомобиле, который Mitsubishi Motors собирается представить в Китае в 2011 г.? Будете ли вы производить его где-либо еще, кроме Таиланда?

– В Таиланде мы планируем выпускать в год 200 000–250 000 этих машин. Конечно, этого числа недостаточно для удовлетворения потребностей мирового рынка. Так что мы думаем, что нам придется наладить производство еще где-то – возможно, в Китае, Индии, Бразилии или в каких-то двух из этих стран.

– Конструктивно эта машина годится для эксплуатации в России или она сделана в первую очередь для теплых стран?

– Технически нет никаких препятствий для ее использования в России. Мы собираемся продавать ее и в Европе. Но пока мы не ставим Россию в наши планы продаж, потому что считаем, что здесь более востребованы крупные машины.

– Похоже, что ваш новый маленький кроссовер ASX будет бестселлером. Компания готова удовлетворить спрос в России и мире в целом, долгого листа ожидания не будет?

– С самого начала продаж ASX эта модель уже завоевала очень хорошую репутацию. Сейчас производство не успевает за спросом, хотя наш завод в Окадзаки, где мы выпускаем эту модель, работает на полную мощность. От этого мы себя чувствуем неловко перед нашими покупателями.

– А возможно ли организовать сборку этой модели на заводе в Калуге?

– Технически возможно. Но сейчас перед нами поставлена задача довести производство Outlander в Калуге до 40 000 штук в год, сохраняя японское качество. И пока мы с этой задачей не справимся, других не ставим.

– 40 000 – это только Outlander, без учета кроссоверов французских брендов?

– 24 000 – Mitsubishi, 16 000 – французских.

– Правильно ли я понимаю, что в будущем на базе Mitsubishi ASX появятся кроссоверы под брендами Peugeot и Citroen, как это произошло в случае с Mitsubishi Outlander?

– Вполне возможно. Но пока мы это еще не обсуждали.

– Ваш бизнес в США не очень хорош: продажи упали с пика в 345 111 машин в 2002 г. до 53 986 в 2009-м. Насколько важен для вас американский рынок и собираетесь ли вы прилагать серьезные усилия, чтобы выправить там положение?

– К сожалению, прибыли на американском рынке мы почти не имеем. Но американский рынок так же емок и перспективен, как и китайский, и для нас очень важно, что у нас есть производство в США. Проблема в том, что модели, которые выпускаются на заводе в США, уже устарели – необходимы новые модели. И в ближайшие месяцы мы решим, какие именно модели нам стоит запускать в производство в США. Кстати, в Канаде и Мексике у нас продажи растут. А вопрос перестройки производства в США сейчас для нас один из важнейших.