В Австрии проходит самый независимый музыкальный фестиваль в мире

В Австрии проходит «Шубертиада», самый независимый музыкальный фестиваль на свете: ему не нужен даже спонсорский комитет

Еще при жизни Франца Шуберта в кругу его друзей было принято устраивать домашние музыкальные вечера, которые называли «шубертиадами». Сегодняшний фестиваль в Форарльберге тоже называется «Шубертиада», и это важнейшее событие для всех поклонников австрийского гения. Нынешнюю «Шубертиаду» основал в 1976 г. легендарный баритон Герман Прей, последние десятилетия фестивалем руководит Герд Нахбауэр. Сам Шуберт, кажется, ни разу не был в горах вокруг Брегенца, но это не мешает из года в год съезжаться сюда его поклонникам – от Америки до Австралии.

Поначалу фестиваль проводился в Хоэнэмсе, но тамошний зал скоро стал мал для разраставшейся публики. В итоге «Шубертиада» укоренилась еще и в Шварценберге и теперь проводится в этих двух деревушках в несколько приемов, с мая по октябрь.

Причина всемирной популярности фестиваля, конечно, не только в красотах местных гор, но и в составе исполнителей, и в самой программе. Поначалу она включала в себя и выступления симфонических оркестров – так, Венским филармоническим дирижировал Карл Бём, а амстердамским Консертгебау – Николаус Арнонкур. Но с годами определилась специализация «Шубертиады». Сегодня это фестиваль камерной музыки, инструментальной и вокальной, с изощренной программой и фундаментальным подходом к делу.

Буклет только одного этапа фестиваля, проходящего в августе – сентябре в Шварценберге, занимает более 400 страниц. В нем каждый год воспроизводится каталог всех произведений Шуберта, часть из них помечены звездочкой: в этот раз они исполняются на фестивале. Их окружают произведения как современников композитора, так и авторов последующих поколений, на которых он так или иначе повлиял. Это могут быть не самые очевидные сближения. Так, Эмерсон-квартет исполнил сперва соль-мажорный квартет Шуберта, затем «Просветленную ночь» Шёнберга. А Хаген-квартет объединил в одной программе Моцарта, Шуберта и Шостаковича.

Но главным на фестивале остается песенное наследие. Двенадцать шумановских песен на стихи Кернера в исполнении Кристофа Прежардьена или программа Фелисити Лотт, объединившая песни Шуберта, Вагнера, Дюпарка, Гуго Вольфа и Рихарда Штрауса, украсят любой фестиваль в Европе. Что уж говорить о Томасе Квастхоффе, исполнившем оба песенных шедевра XIX в. – шубертовские циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»! Их было особенно интересно слушать в присутствии Дитриха Фишера-Дискау, чьим наследником Квастхоффа часто называют. Оба давали в Шварценберге еще и мастер-классы, каждый мог наблюдать их как из зала, так и из фойе, где шла прямая трансляция.

Любой разговор о европейских фестивалях рано или поздно сводится к тому, кто и как их финансирует. На фестивале в австрийском Форарльберге таких разговоров не возникает: фестиваль финансирует себя сам. Его бюджет состоит лишь из выручки за проданные билеты, потому интерес слушателя является решающим при составлении программы. При этом цены по сравнению с другими фестивалями умеренны, их диапазон – от 35 до 79 евро (что ерунда в сравнении с Зальцбургом). Редкий случай, когда сам по себе достигается баланс между финансовыми интересами публики и ее хорошим вкусом.