С Китаем разногласий нет


На вчерашних переговорах в Пекине президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао отметили близость позиций по основным международным вопросам: по проблемам мирового развития, роли ООН в борьбе с терроризмом, распространением ОМУ и по изменению климата, Ирану и Северной Корее. Китай также проявил интерес к российской модернизации, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.

Стороны договорились и дальше укреплять стратегическое партнерство, подписав специальное соглашение. В соответствии с утвержденной в 2008 г. концепцией российской внешней политики Китай стал одним из ее приоритетов, что подтверждает и количество встреч на высшем уровне за год (пять в 2010 г.), говорит Владимир Портяков, замдиректора Института Дальнего Востока РАН.

В отличие от ЕС, продвигающего жесткие ограничения на вредные выбросы, Китай и Россия являются сторонниками принятия дифференцированной ответственности для каждой из стран в зависимости от страновых особенностей, хотя ведут переговоры в разных категориях – Россия как развитая, а Китая как развивающаяся страна, отмечает Портяков.

В июне обе страны после длительных переговоров поддержали новую санкционную резолюцию в отношении Ирана. Позиции стран разошлись на саммите G20 в Канаде, когда Россия поддержала американский вариант резолюции по гибели южнокорейского корвета «Чхонан», затонувшего весной предположительно от северокорейской ракеты, говорит близкий к МИДу чиновник. Однако вчера министр Лавров заявил, что Россия и Китай солидарны в подходе к северокорейскому урегулированию и в скором времени на этом направлении могут произойти существенные подвижки.

В ходе переговоров обсуждалось и взаимодействие на уровне ШОС и АТЭС. В ШОС сотрудничество также развивается на двустороннем уровне, говорит Леонид Гусев, эксперт Центра аналитического мониторинга МГИМО. Налицо активизация экономического сотрудничества прежде всего в энергетической сфере, но это не приведет к однозначному сближению позиций в политической сфере, предупреждает эксперт.