По девять Ромео и Джульетт – одновременно на одной сцене

Знаменитый хореограф Тьерри Маланден показал в Биаррице счастливую историю Ромео и Джульетты, точнее сразу нескольких Ромео и Джульетт
Thomas Hahn

Драматическая симфония Берлиоза «Ромео и Джульетта» в отличие от драмбалета Прокофьева не следует перипетиям шекспировского сюжета, а выхватывает из него лишь самые эмоционально наполненные фрагменты: бал у Капулетти, сцены первого свидания, свадьбу, поединок, смерть любовников. Маланден начинает с финала, со сцены в склепе, где брат Лоренцо, склонившийся над трупами Ромео и Джульетты, рассказывает миру их историю. Для показа утопии совершенной любви не нужна Верона: вместо исторической декорации – геометрическая композиция из металлических кофров, которые обычно используют для перевозки реквизита. Кофры здесь и город, и альков, и саркофаг. Чтобы подчеркнуть универсальность сюжета, Маланден разделил партию Ромео и Джульетты между девятью парами.

История начинается со сцены молодежной тусовки: танцоры в костюмах из подбора, как будто купленных в уцененке; безликая массовка. Но вот они извлекают из кофров яркие бальные платья в стиле американских 50-х, небрежно набрасывают их поверх повседневной одежды, и открывается бал, таинство, куда вступают Ромео и Джульетта.

Виртуозность исполнителей, радость ликующего тела контрастирует с холодом металла. Любовную тему начинают солисты Сильвия Магалаэс и Джузеппе Чиаваро, подхватывают и развивают другие пары, а потом все смешивается в общую оду радости. Танец становится хоральным, девять пар создают полифонию желания, в которую каждый привносит свою мелодию. Хоральность позволяет избежать патетики, столь свойственной романтическим сюжетам. Маланден привносит в классический танец чувственную виртуозность: скульптурные фигуры его танцоров давно стали фирменным знаком труппы Биаррица.

В ансамблевом балете Маландена исключение сделано лишь для скерцо королевы Маб, которое блистательно и иронично танцует Меркуцио – Арно Мауи. Многие увидели здесь реверанс Лавровскому и знаменитому драмбалету Большого.

Трагическим любовникам Шекспира Маланден дарит счастливый финал: в небесных сферах они обретают возможность соединиться. Апофеоз балета – не смерть, а ликование плоти, хоровод сливающихся в объятиях Ромео и Джульетт.