Вектор


Далеко до плюса

Большой плюс в продажах новых автомобилей в этом году обеспечивает в основном «АвтоВАЗ», демонстрирующий 36%-ный рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. А все иностранные бренды сообща продали за январь – август 2010 г. 746 800 новых машин, всего на 8% больше, чем за тот же период 2009 г., подсчитало агентство «Автостат». А от достижений докризисного 2008 года рынок иномарок вообще еще очень далек: продажи не дотягивают почти 48% до соответствующего периода двухлетней давности. В Саратовской, Самарской и Московской областях продажи по-прежнему сохраняют отрицательную динамику даже к уровню 2009 г. А в Санкт-Петербурге, Воронежской, Липецкой областях рынок ползет по дну, оставаясь на том же уровне, что и в 2009 г. Статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса подтверждает, что даже за девять месяцев еще не все иномарки – лидеры рынка успели выйти в плюс по сравнению с прошлым годом. У Chevrolet и Nissan продано на 1% меньше машин, чем за январь – сентябрь 2009 г., у Ford – на 6%, а у Mitsubishi – на 11%. Так что на докризисный уровень рынок выйдет только через 2–3 года, считают в «Автостате». Большинство дилеров ориентируется на те же сроки.

Пятно на репутации

В январе 2009 г. «Газпром» и «Нафтогаз Украины» заключили фиктивные контракты, с их помощью «Нафтогаз» забрал из украинских хранилищ чужой газ – 11 млрд куб. м швейцарского трейдера Rosukrenergo (RUE, 50% – у «Газпрома», остальное – у Дмитрия Фирташа). Об этом заявила вчера Генпрокуратура Украины, которая подала иск в Хозяйственный суд Киева, требуя признать контракты недействительными. Хотя российские и украинские СМИ давно трубят об этом деле.

История такова: «Газпром» продал «Нафтогазу» долги RUE на $1,7 млрд, тут же вернул «Нафтогазу» эти деньги, оплатив авансом транзит газа в ЕС, а «Нафтогаз» решил в счет погашения долга забрать газ RUE, для чего нужен был договор с любым импортером топлива. Поэтому «Нафтогаз» сначала продал некие 11 млрд куб. м «Газпрому», потом в тот же день купил на бумаге те же объемы у него же и, взяв второй договор, растаможил газ RUE.

Обвинение генпрокуратуры Украины – пятно на репутации «Газпрома»: противозаконных действий он за собой не признает. Но и российская, и европейская общественность привыкла, что договоры России и бывших советских республик не всегда отвечают букве закона.

Если киевский суд признает договоры недействительными, «Газпром» тоже ничего не теряет: RUE останется должна «Нафтогазу» (или «Газпрому») $1,7 млрд, а «Нафтогаз» должен будет вернуть RUE газ.