Начало взлета

Вечер «Жемчужины Нового Света» в Венской опере способен вдохновить одним перечислением спектаклей

Хорошо известное у нас форсайтовское «Головокружительное упоение точностью» и совсем не известные нам «Вариации на тему Гайдна» Твайлы Тарп идут в обрамлении двух шедевров Баланчина: программа открывается «Темой с вариациями», а завершается «Рубинами». Представить такой винегрет стилей на наших диетических сценах проблематично, хотя венская программа изящно жонглирует параллелями: три столпа американской хореографии во взаимодействии с композиторами-европейцами; русские Стравинский (музыка «Рубинов») и Баланчин, ставшие американцами, Форсайт, обосновавшийся в Европе.

Но в балете подлинную легитимность концепции придает только исполнение. Представить эту программу под силу компании высоко профессиональной и амбициозной. В России даже флагманы – Большой и Мариинский – несколько лет набирались решимости перед Баланчиным, а Форсайт и Тарп остаются репертуарными раритетами.

Манюэль Легри, звезда парижской Opera времен Нуреева, принял труппу, основу которой составляют как раз танцовщики русской школы. Это вполне достойная коллекция способных тел и ног, соответствующих современным представлениям о балетной красоте. Но труппа, вечно находившаяся в тени оперы и имевшая считанное количество спектаклей за сезон, не имела опыта напряженной работы, выглядела обесточенной и неамбициозной.

Энергия и заинтересованность – это именно то, что дали Венскому балету первые месяцы с Легри. Разномастные корифейки от натуги еще забывают к концу «Темы с вариациями» о существовании выворотности, а кордебалетные девушки в спектакле Тарп порой норовят вылететь из рук партнеров. Не всегда поддерживают общие усилия и премьеры, выдавая проблемы далеко не оптимальной укомплектованности труппы. Однако она обладает солистами, способными вырасти в собственных венских звезд.

В «Рубинах» экс-петербурженка Кетеван Папава не нуждается ни в каких скидках, заставляя на время забыть великих предшественниц. Подлинной неожиданностью оказывается иезуитски сложное и почти безупречно представленное «Упоение точностью» Форсайта, поставленное для пятерки солистов. А зрители проявляют себя записными балетоманами – в ход идет даже цветочный дождь с колосников.

Уже в этом сезоне дряхлых «Онегина» Крэнко и «Летучую мышь» Ролана Пети разбавят премьеры нуреевского «Дон Кихота», Bella Figura Килиана, вечера Роббинса, «Конкурса» Бежара, «Марии Антуанетты» Патрика де Бана и мировая премьера начинающего хореографа Иржи Бубеничека. В Вену можно будет ездить на балет.