В главных ролях: Будут единые принципы и правила конкуренции

«Алруд»

юридическая компания. Финансовые показатели не раскрываются. Основана в 1991 г.

Идея создания наднационального антимонопольного органа уже успешно реализована в Европейском союзе. Новый межгосударственный антимонопольный орган появится в ближайшем будущем на территории стран – участниц Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана – и, вероятно, станет главным событием предстоящего года в антимонопольной практике. Реализация намеченного проекта будет возможна лишь после преодоления ряда трудностей: унификации национального конкурентного законодательства, формирования единых подходов к его применению, особенностей разграничения компетенции и сфер применения законодательства и др.

Сегодня мировые тенденции направлены на создание условий для формирования единого экономического пространства и интеграции отдельных товарных рынков. Реализация указанных задач осуществляется национальными антимонопольными органами разных стран путем: 1) развития практики применения антимонопольного законодательства с учетом принципа экстратерриториальности; 2) развития международного сотрудничества в области антимонопольной политики, которое позволяет максимально учесть интересы различных субъектов – государств и игроков рынка – и выработать единые позиции и подходы по тем или иным ключевым вопросам. В настоящее время сформировалось несколько различных форм сотрудничества и взаимодействия антимонопольных органов.

Одной из форм взаимодействия является совместная реализация отдельных мероприятий по антимонопольному контролю и обмен «лучшими практиками». В СНГ взаимодействие осуществляется в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП), созданного в 1993 г., и Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах – участниках СНГ (далее – штаб). Также по итогам работы указанных организаций, антимонопольные органы могут заключать двух и многосторонние договоры, регулирующие те или иные аспекты антимонопольной политики.

По результатам деятельности МСАП были разработаны и приняты два модельных закона «О защите экономической конкуренции» и «Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей», на основании которых были разработаны национальные законы стран – участниц МСАП. Таким образом, благодаря деятельности МСАП происходит постоянное сближение и гармонизация антимонопольного законодательства стран – участниц МСАП, что позволит в дальнейшем более эффективно регулировать рыночные отношения на межгосударственном уровне.

Широкий круг вопросов, обсуждаемых в рамках МСАП, выявил необходимость проведения совместных расследований антиконкурентных действий компаний, действующих на межнациональных рынках в пределах СНГ. Именно с этой целью был создан Штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах – участниках СНГ. В настоящее время соответствующие подгруппы штаба ведут исследования рынков пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, зерна, горюче-смазочных материалов. Также отдельная подгруппа штаба занимается совершенствованием процедуры расследования картелей.

Примером успешного сотрудничества антимонопольных ведомств в рамках штаба может служить совместное решение ФАС и Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции о наложении штрафных санкций на «Большую тройку» операторов сотовой связи. Принятию решения предшествовал детальный анализ состояния конкуренции на рынке телекоммуникаций в странах СНГ, проведенный штабом и специалистами некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ». Итоговая версия доклада «О состоянии конкуренции на рынке международной телефонной связи между государствами – участниками СНГ» будет утверждена на ближайшем заседании штаба в 2011 г., но информация из доклада уже была использована ведомствами при подготовке обозначенного решения.

Активное сотрудничество и обмен опытом по применению норм антимонопольного регулирования происходит не только между антимонопольными ведомствами стран-участниц, но и между практикующими юристами, экономистами и непосредственными участниками рынка. Благодаря подобному взаимодействию антимонопольные ведомства могут постоянно получать обратную связь от практиков, что в конечном итоге позволяет выносить обоснованные решения, принимать действенные нормативно-правовые акты и формировать эффективную практику регулирования конкуренции. Так, в рамках рабочих групп некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ» готовится информация для заседаний штаба, анализируются подготовленные доклады с точки зрения их применимости в различных юрисдикциях и сложившейся практики применения антимонопольного законодательства в той или иной стране. Это способствует формированию эффективной государственной политики и практики применения антимонопольного законодательства на наднациональном уровне государств – участников СНГ.

Таким образом, описанные выше мероприятия, проводимые в рамках МСАП, приводят к постепенному сближению антимонопольного законодательства стран-участниц и возможному формированию в будущем единой системы антимонопольного регулирования на территории СНГ. Однако, если последнее пока остается лишь теорией, создание наднационального антимонопольного органа в странах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана уже намечено на 2011 г. Это наиболее сложная на данный момент форма сотрудничества антимонопольных органов, которая имеет свои особенности.

Созданию указанного органа предшествует поэтапное определение процедуры передачи этому органу полномочий антимонопольных ведомств. Так, предлагается выделить сегменты национального законодательства (недобросовестная конкуренция, выявление и пресечение картелей) и передавать полномочия наднациональному органу по мере унификации национального законодательства в этих сегментах. В этой связи актуальным примером может послужить практика ЕС, где установлено строгое разделение компетенций Европейской комиссии и национальных ведомств. Кроме того, не стоит забывать о том, что в Белоруссии отсутствует отдельное ведомство, наделенное полномочиями антимонопольного регулирования и контроля, что может осложнить процесс создания единого органа.

Процесс объединения товарных рынков Белоруссии, Казахстана и России, безусловно, должен привлечь пристальное внимание практикующих юристов в области антимонопольного законодательства. Например, увеличение размеров рынка повлечет изменение долей компаний на нем, что необходимо будет учитывать при выборе стратегии поведения компании.

В настоящее время в рамках Таможенного союза разработан проект Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции. Планируется, что проект соглашения будет подписан до конца 2010 г. В течение 18 месяцев после введения соглашения должны быть приведены в соответствие законодательства всех трех государств-участников.