Не нашли денег

ВВЦ не смог найти спонсоров для российского павильона на шанхайской «Экспо-2010», а чиновники не успели вовремя перечислить для выставки 900 млн руб.

Проверить, как расходовались деньги на подготовку России к «Экспо-2010» в Шанхае (выставка проходила с мая по октябрь), президент Дмитрий Медведев поручил летом. Причина – скандал вокруг российского павильона: главным персонажем экспозиции стал Незнайка.

Подготовку скомкали из-за перераспределения полномочий в мае 2008 г.: кураторство перешло от Минэкономразвития к Минпромторгу, следует из отчета Счетной палаты (СП). Первое ведомство выбрало ОАО «ВВЦ» оператором проекта и заключило контракт на 224,2 млн руб. Вознаграждение ВВЦ должно было составить 4% от стоимости контракта. Планировалось, что Россия арендует павильон, но в июле 2008 г. правительство решило строить собственную площадку и выделенные ВВЦ 6,3 млн руб. на разработку экспозиции и концепции рекламной кампании под старый формат были потрачены впустую, сетуют аудиторы.

Бюджет вырос почти в 7 раз до 1,5 млрд руб., но дополнительных денег из федеральной казны брать не планировалось: 800 млн руб. ВВЦ должен был привлечь у спонсоров, 500 млн – у регионов. Спонсорский контракт на 100 млн руб. был заключен с ВЭБом, а регионы дали лишь 74 млн, констатируют в СП.

Чтобы строительство павильона началось вовремя, государство решило увеличить уставный капитал ВВЦ на 700 млн руб. в начале 2009 г. и на 200 млн – в 2010 г., сказано в отчете. Но на совет директоров не пришли представители Москвы (городу принадлежит 30% компании), и первые деньги – сразу 900 млн руб. – ВВЦ получил только в декабре 2009 г. Из-за этого ему пришлось в июле занять в ВЭБе 700 млн руб. под 15,5% годовых. Как только ВВЦ получил субсидию, он рассчитался с ВЭБом, заплатив 19,6 млн руб. процентов. Пришлось ВВЦ открыть кредитную линию на 300 млн руб. и в Сбербанке.

Чтобы не повторить ошибок, подготовку к «Экспо-2012» нужно поднимать на уровень администрации президента, говорит замминистра промышленности, куратор научной программы России на «Экспо» Станислав Наумов. По его словам, на информирование одного посетителя о России потрачено меньше 200 руб.