Опаснее убийц


В предпоследний день 2010 г. судья Виктор Данилкин признал Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновными в присвоении средств в крупном размере и легализации похищенного. Наказание – восемь лет лишения свободы по первой статье (ч. 3 ст. 160 УК), девять лет по второй (ч. 3 ст. 174.1 УК), всего – 13,5 года (суммарный срок может превышать самое строгое из наказаний максимум в полтора раза). Срок с учетом наказания, не отбытого по первому делу, – 14 лет в колонии общего режима.

Лебедева арестовали в июле 2003 г., Ходорковского – в октябре, соответственно, на свободу они должны выйти не позже середины 2017 г., а право на условно-досрочное освобождение у них есть уже сейчас. Адвокат Ходорковского Вадим Клювгант говорит, что не готов делать какие-либо расчеты до тех пор, пока не увидит текст приговора. Защита уже подала кассационную жалобу.

Прокуратура просила для Ходорковского и Лебедева 14 лет из 15 возможных в рамках предъявленного им обвинения. Судья Данилкин почти столько и дал, повторив опыт коллег из Мещанского суда, рассматривавших первое дело ЮКОСа. Тогда прокурор потребовал для обвиняемых 10 лет лишения свободы, суд назначил девять, впоследствии они были скорректированы до восьми.

Экс-руководители ЮКОСа считают, что их дело стало демонстрацией несостоятельности судебной власти. «Мы с Платоном Лебедевым показываем на своем примере: не надейтесь в России на судебную защиту от чиновника», – говорится в заявлении, распространенном пресс-центром адвокатов Ходорковского и Лебедева. Не соответствующим принципам правового государства назвали приговор и канцлер Германии Ангела Меркель, и президент США Барак Обама.

Адвокат Юрий Гервис считает приговор Ходорковскому чрезвычайно суровым, хотя огромные сроки наказания за «экономические» преступления в московских судах становятся тенденцией: дают от 13 до 17 лет, в то время как за убийство или тяжкие телесные повреждения – от 8 до 10 лет. Это приговор «имени Путина», отмечает адвокат: после публичного заявления премьера вердикт был предсказуем.