Вектор


Без рисков никуда

Нужно подумать о дальнейшем использовании Ту-154, заявил президент Дмитрий Медведев, комментируя происшествие с самолетом этого типа авиакомпании «Когалымавиа» в аэропорту Сургута 1 января 2011 г. Тогда из-за возгорания одного из двигателей и возникшего на борту пожара погибли трое и пострадали еще несколько десятков человек. Решение должно быть принято после расследования причин происшествия, отметил президент. Да и речь пока идет только об одной из модификаций – Ту-154Б-2, самолет именно этого типа загорелся в Сургуте. Таких машин в эксплуатации практически не осталось – по данным Росавиации, их всего 14. Машин более современной модификации – Ту-154М – в России в несколько раз больше, крупнейшим их эксплуатантом является «Ютэйр», в парке которого 20 таких самолетов. О запрете их использования речи пока не идет, но вывод их из эксплуатации идет сам собой: ведущие российские авиакомпании – «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро» – давно отказались от них из-за неэкономичности. Реплика президента может ускорить этот процесс: авиационные власти могут найти основания запретить эксплуатацию и Ту-154М.

Готовы ли иностранные инвесторы отказаться от выгодного проекта в России во имя борьбы с коррупцией? Практика показывает: если и готовы, то публично об этом не объявляют – есть риск вообще не вернуться в Россию.

В декабре 2009 г. гендиректор норвежской Statoil Хельге Лунд встречался с послом США в Норвегии Барри Уайтом, пишет газета Aftenposten, и сетовал на коррупцию в России, уровень которой только растет. У российского актива Statoil (24% в операторе Штокмановского проекта, где главный владелец – «Газпром») и без коррупции рисков хватает: неразвитость местной инфраструктуры, налоговая система, низкие мировые цены на газ и политические риски России в целом, жаловался Лунд послу. К весне Statoil, «Газпром» и французская Total должны утвердить окончательное инвестиционное решение по Штокману, расходы на который предварительно оценивались в $15 млрд. Проект уже откладывали из-за кризиса; отношения «Газпрома» и западных партнеров не самые простые, рассказывают сотрудники концерна. Но Statoil наверняка будет держаться до конца. И ее официальная позиция вполне предсказуема: цитаты из записки Уайта компания не комментирует, говорит ее представитель, а к сложностям на Штокмане Statoil всегда была готова: проект дает «гигантские» возможности.

Убедительное превосходство

Возможно, интернет вытеснит традиционную телефонную связь гораздо быстрее, чем многие ждали. На такую мысль наводят данные аналитической компании TeleGeography. Еще в 2008 г. длительность междугородных и международных разговоров по обычным телефонам возрастала гораздо быстрее, чем разговоров с помощью IP-сервиса Skype (прирост составлял 30 млрд и 10 млрд минут соответственно). В 2009 г. Skype пошел на опережение. Ну а в 2010 г. прирост IP-трафика (45 млрд минут) превзошел показатель традиционной телефонной связи более чем вдвое. Учитывая, что Skype уже в 2009 г. был крупнейшим оператором междугородной и международной связи в мире, тенденция для телефонных компаний складывается явно нехорошая. Еще год назад некоторые из них, в том числе российские операторы, подумывали заблокировать Skype в своих сетях. Но быстро отказались от этой затеи: прогресс все равно не остановить, а запреты чреваты потерей абонентов. Тем временем Skype уже внедряется в смартфоны. Так, в конце декабря 2010 г. появилась программа для iPhone, позволяющая совершать видеозвонки по Skype. Что противопоставят этой стремительной экспансии сотовые компании (не говоря уже о более приземленных операторах фиксированной связи), не вполне ясно.

«Тушки» – на вылет

Россия – для русских кур

Третий Новый год подряд вокруг курятины в России не утихают страсти. С января 2009 г. должен был вступить в силу запрет на использование хлора при производстве мяса птицы. Отечественные и иностранные производители (преимущественно американцы, на которых приходилось до 70% импортной курятины) возмутились: за полгода перейти на новые правила невозможно. Роспотребнадзор тогда предоставил производителям переходный период в год. Но американцы не успели и к 1 января 2010 г., и поставки американской птицы в Россию прекратились. Ситуацию удалось урегулировать лишь летом после вмешательства президентов обеих стран. Но к этому времени отечественные птицеводы смогли заместить часть импорта отечественной продукцией: в итоге квоты на 2011 г. на импортную птицу снижены почти в два раза – до 350 000 т. В новогодние праздники 2011 г. курице – теперь европейской – попасть к российскому потребителю на стол может помешать диоксин, превышенная в 77 раз концентрация которого была обнаружена в кормах для птицы немецкой Harles & Jentzsch. Российские санитарные и ветеринарные службы пока не запретили ввоз мяса птица из Европы, зато у отечественных производителей появился шанс использовать диоксиновую историю в своих интересах.