Техасские дураки добрались до московской сцены

Выпущенный Театром наций спектакль Явора Гырдева «Киллер Джо» сделан в редком для Москвы жанре ироничного нуара. Ни жанр, ни приглашенный болгарский режиссер не мешают «Киллеру Джо» оставаться шоу типично московского театрального разлива

Правая часть сцены напоминает фильм нуар, левая – сериал про подростков / С. Петров

Пьеса американского драматурга Трейси Леттса напоминает облегченный коммерческий вариант сценариев к фильмам братьев Коэн или сочных черных комедий ирландца Мартина Макдонаха. Герои – семья техасских деградантов, тупой и еще тупее. Сын-дебил к отцу пришел. С деловым предложением грохнуть мать: та сдуру застраховала свою жизнь. Страховка оформлена на несовершеннолетнюю дурочку дочку. Пока отцовское опекунство в силе, надо нанять знаменитого киллера Джо, а деньги после выплаты гонорара поделить на троих. Ладно, так и быть, на четверых, включая вторую жену отца, хоть она и шлюха.

Как и положено в нуаре, все идет не так. Но не только потому, что персонажи поголовно идиоты. И у киллеров бывают чувства: хладнокровный циничный Джо влюбляется в дурочку.

Вот и ключик к сердцу российского театрального зрителя, который в большинстве своем, как известно статистике, зрительница. «Техас слезам не верит», – написано на программке к спектаклю. Умный болгарский режиссер Явор Гырдев отлично говорит по-русски и прекрасно знает местные вкусы: у нас без мелодрамы триллер не продашь. Шутить лучше про старые песни о главном. И вообще надо быть проще.

А ведь Гырдев умеет артистично хулиганить в той же системе стилистических координат: в фильме «Дзифт» он склеивал из глубоких теней, зловещих ракурсов и советских лозунгов небывалый карикатурный жанр социалистического нуара.

Но «Киллер Джо» сделан грубовато и без затей. На сцене выстроен распахнутый трейлер (художник – Никола Тороманов). Актер Виталий Хаев в роли киллера Джо пародирует Юла Бриннера из «Великолепной семерки». На этом ироническая стилизация, в общем, заканчивается. Перед остальными артистами поставлены задачи сериального свойства. Елене Морозовой велено играть стерву-хабалку. Юлии Пересильд – нежный цветок на социальной помойке. Александру Новину и Андрею Фомину – просто придурков (они не справляются и с этим).

Художественных амбиций в спектакле нет. Режиссер не решает важных для себя вопросов, не играет с эстетикой нуара (как делал в «Дзифте»), а просто механически перебирает отдельные элементы жанра. Возможно, Гырдеву скучновато. А может, он всего лишь рассуждает прагматично. В слабом контексте (а московская сцена деградирует год от года) незачем тратить больше сил, чем требует нестыдная коммерческая постановка. А вдохновение лучше поберечь для более важных проектов. Это понятное, но довольно обидное для нас объяснение, почему «Киллер Джо» выглядит принарядившимся провинциалом.