Иностранцы в отстающих

Минздравсоцразвития нашло виноватых в том, что к новому году цены на многие важнейшие препараты оказались не зарегистрированы. Процедуру срывают «зарубежные производители», чтобы создать ажиотажный спрос, считает министерство

«Из-за падения продаж на зарубежных рынках ряд зарубежных производителей сознательно срывают процедуру регистрации лекарств, чтобы создать ажиотажный спрос на те или иные препараты», – объявила вчера вчера Минздравсоцразвития в официальном сообщении. В ходе регистрации зарубежные компании «выставляют цены, которые завышены в 2–4 раза по сравнению с ценами, по которым эти компанию продают свои лекарства на ведущих фармацевтических рынках», утверждает министерство.

Цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛП) регулируются государством и не могут быть выше зарегистрированной в Минздравсоцразвития цены производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы. На 11 января регистрацию цены не прошли около 200 торговых наименований, в том числе популярные аспирин и парацетамол. Цены не были зарегистрированы на часть препаратов, которых не было в списке ЖНВЛП на 2010 г., но они попали в перечень на этот год, объясняла исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина: цены на такие препараты регистрировались по новой методике, которая вступила в силу 7 декабря 2010 г. Сейчас, по данным Минздравсоцразвития, зарегистрированы цены почти на все препараты из перечня.

В сообщении речь идет о сравнении заявленной к регистрации цены с ценами в референтных странах (17 европейских, страна производства, Белоруссия, Казахстан и Украина), говорит близкий к Минздравсоцразвития источник. Зарубежные производители по методике Минздравсоцразвития должны регистрировать цены исходя из среднестатистической фактической цены ввоза за последний год с учетом расходов на таможенное оформление и транспортных расходов, говорит старший юрист компания CMS Юлия Федорова. Исходя из цен в референтных странах регистрируются предельные цены только на новые препараты и те лекарства, которые не обращались в России в течение последнего года.

«Вместо того чтобы искусственно создавать ажиотаж вокруг отдельных товарных позиций, производителям лекарственных препаратов следовало бы заранее предоставлять документы <...> Это безответственно <...> мы делаем все возможное, чтобы <...> не позволить компаниям выставлять завышенные цены, чтобы заработать сверхприбыли на здоровье россиян», – возмущен директор департамента госрегулирования обращения лекарственных средств Марат Сакаев (его слова приведены в сообщении).

Единственная упомянутая в сообщении Минздравсоцразвития компания – GlaxoSmithKline (GSK). Она, утверждает министерство, «представила к регистрации препарат зовиракс с ценой, завышенной в два раза». GSK не единственный нарушитель, но эта компания представила документы с многократно завышенной ценой по нескольким препаратам, входящим в перечень ЖНВЛП, говорит близкий к Минздравсоцразвития источник.

Все досье на препараты, входящие список ЖНВЛП, были поданы сразу же после вступления в силу новой методики, говорит официальный представитель GSK Екатерина Атькова. Цены на препараты отличаются от рынка к рынку, отмечает она: например, в Германии, Швейцарии, Франции цены на препараты в среднем почти в два раза выше чем в России, в Болгарии, Румынии, Белоруссии – ниже из-за значительной девальвации национальных валют в связи с экономическим кризисом. Цены на зовиракс не исключение. По словам Атьковой, во Франции цена на этот препарат примерно на 49% выше, чем в России, в Финляндии – на 39%, в Великобритании – на 31%, в Сингапуре – на 35%. Поданная на регистрацию в России цена на зовиракс по сравнению с 2010 г. снижена на 5–10% в зависимости от формы выпуска, говорит Атькова.

Иностранные производители не завышали цены на свои препараты, уверен исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей Владимир Шипков. В контексте «пристального внимания» государства к западным фармкомпаниям играть с государством, тем более в игры по ЖНВЛП в здравом уме транснациональные компании не станут, говорит на условиях анонимности сотрудник международного фармпроизводителя.