Советы консультанта: Отдавать ремонт частями


Все менеджеры – реформаторы производства – начинают с того, что пытаются вывести ремонтные работы на аутсорсинг. И вот почему.

Традиционно большая часть ремонтников обитает в цехах. Они подчиняются начальнику цеха, обслуживают оборудование и делают весь текущий ремонт, за исключением капитального и особо сложного. Но специализации у ремонтника нет, стандартизация его деятельности затруднена, и прозрачность ее низкая. К тому же руководитель производства вынужден тратить на ремонтников время и не может сосредоточиться на основной задаче – собственно производстве продукции.

Опираясь на логику процессного подхода (производство – один процесс, а ремонты – другой), реформаторы сначала собирают ремонтников в централизованные бригады, а затем выводят их в дочерние предприятия, переводя на аутсорсинг. При этом формируется служба заказчика (независимая или подчиненная основному производству), которая заказывает ремонтные работы, устанавливает стандарты и контролирует их выполнение. Реформа на первый взгляд сулит множество выгод: можно улучшить качество ремонтов за счет специализации; можно сократить число ремонтников, выбрать лучших специалистов, внедрить единые стандарты и лучшие практики. Кроме прочего улучшаются показатели, влияющие на стоимость компании: ремонтники выводятся за скобки, тем самым штат сокращается и растет производительность труда.

Но на практике результаты реформ часто оказываются не блестящи. Катастрофически падает оперативность внеплановых ремонтов (когда там еще приедет централизованная бригада...), в прогрессии возрастает документооборот и бюрократия, качество ремонта вопреки ожиданиям ухудшается (и это легко объяснимо: раньше ремонтник был «семейным доктором» для родного цехового оборудования, а теперь он на конвейере и перед ним поток), производство лихорадит от конфликтов – и даже ожидаемого сокращения численности не происходит: создаются ремонтные компании, где нужны своя бухгалтерия, менеджеры, и честно посчитанная численность, как правило, растет.

Иными словами, стратегическим аргументам за аутсорсинг ремонтов легко противопоставить и аргументы против. По уму на аутсорсинг следует выводить функции, которые не являются основными, не имеют стратегического значения и легко поддаются стандартизации. Вот тут и задумаешься: является ли неосновной функция поддержания работоспособности оборудования? А задача уменьшения аварийности, плановых и неплановых простоев – нестратегическая? А так ли уж поддается стандартизации ремонт изношенного еще советского оборудования, которым до сих пор оснащена большая часть наших производств? Отрицательные ответы на эти вопросы говорят и о нецелесообразности аутсорсинга ремонтов. Другой аргумент за «инсорсинг» ремонтов – это отсутствие рынка предложений ремонтных услуг. Вряд ли разумно своими руками создавать монополиста и ставить себя в критическую от него зависимость.

Взвешивая аргументы за и против аутсорсинга ремонтов, мы можем выбрать оптимальный уровень централизации и аутсорсинга ремонтных работ. Для эффективного внедрения данной реформы надо учитывать следующие рекомендации.

1. Централизуйте и аутсорсите не все, а только самые сложные работы и работы, поддающиеся стандартизации.

2. Оставляйте в цехах небольшое число ремонтников для выполнения обслуживания оборудования и простого ремонта.

3. На аутсорсинг выводите только те ремонты, по которым уже сформирован рынок предложений в вашем регионе.

4. Не создавайте отдельной службы заказа – подчините заказчика технологу как лицу наиболее заинтересованному в работоспособности оборудования.

5. Заключайте договоры на ремонты, в соответствии с которыми вы платите не за произведенные работы, а за работоспособность оборудования (отсутствие аварий, минимизацию времени простоев и др.).

6. Вовлекайте ключевых производственных менеджеров в обсуждение реформы – проводите сессии, решайте сложные вопросы вместе с ними, а сталкиваясь с возражениями производственников, не списывайте их сразу на консерватизм и сопротивление – ищите рациональное зерно.

7. Исповедуйте принцип: семь раз отмерь – один отрежь. Иначе процесс реформирования станет вечным, а центробежно-центростремительный маятник будет раскачивать лодку все сильнее и сильнее.