Игроки: «АвтоВАЗ» поможет поставщикам

«АвтоВАЗ»

Крупнейший в России автопроизводитель. В группу «АвтоВАЗ» входит около 270 дочерних предприятий.

Сегодня «АвтоВАЗ» является одной из крупнейших в Европе площадок по изготовлению легковых автомобилей. Поэтому я использую имеющиеся у нас данные по нашей автокомпонентной базе. Из 850 действующих поставщиков «АвтоВАЗа» 270 являются производителями автокомпонентов. Из них 50 являются крупными с достаточно серьезным оборотом. Остальные небольшие, в основном локальные, поставщики – так называемая «тольяттинская площадка», влияние которой на «АвтоВАЗ» в целом незначительно.

Инвестировали не туда

Рассмотрим состояние автокомпонентной базы на примере этих 50 крупнейших производителей автокомпонентов. Причем, говоря о состоянии, мы подразумеваем не только финансовое состояние поставщика, но и его технический уровень и способность к развитию. Только семь из 50 имеют приемлемый уровень. Мы постарались выделить ключевые недостатки отечественных поставщиков, которые привели к сложившейся ситуации. Это финансовое состояние, связанное с чрезмерной долговой нагрузкой; отсутствие НИОКР; устаревшее и изношенное оборудование; устаревший подход к управлению затратами; формальный подход к управлению качеством; ориентация на краткосрочный эффект от бизнеса; отсутствие возможностей и желания развивать компонентную базу второго уровня; ограниченность кадровой политики и низкий уровень грамотности менеджмента в целом.

На первом показателе («финансовое состояние») я хотел бы остановиться более подробно. Ни для кого не секрет, что в 2005–2006 гг. на волне увеличения объемов производства «АвтоВАЗа» целый ряд поставщиков сменили собственников. То есть брали кредиты в миллиарды рублей на выкуп предприятий и смену собственников, а не на техническое перевооружение и смену технологий. Это привело к резкому увеличению кредитных нагрузок на предприятия и, как следствие, к процентным выплатам в структуре себестоимости до 15–20%.

Отталкиваясь от нашего опыта и используя опыт работы партнеров по альянсу – Renault и Nissan, мы сформулировали набор качеств, обладание которыми является для поставщика жизненно необходимым: устойчивое финансовое состояние; долгосрочное позиционирование поставщика в автопроме РФ; производственная база и мощности, адекватные поставленным задачам; система менеджмента качества; современный подход к управлению затратами, развитию и управлению компонентной базой второго уровня; достаточный инженерный потенциал.

Четыре модели развития поставщиков

Основываясь на проведенном анализе, мы сформулировали четыре модели, которые позволяют обеспечить долгосрочное развитие поставщиков. Первая модель по значению – это «русские чемпионы». В этом случае отечественный капитал владеет контрольным пакетом предприятия, которое развивается на основе тесного технологического партнерства с каким-либо из ведущих зарубежных поставщиков. Мы собираемся оказывать всемирную поддержку развитию «русских чемпионов» и загружать их объемами. Вторая и наиболее часто применяемая модель – это создание совместного предприятия между иностранным партнером и традиционным российским поставщиком для освоения и выпуска строго определенных видов продукции. Третья модель – это создание поставщика на базе выкупа производственных мощностей профильным иностранным инвестором существующего традиционного отечественного поставщика. Четвертый путь – это создание поставщика крупным зарубежным производителем по сценарию greenfield.

Независимо от выбранного сценария развития существует четыре фазы локализации иностранных поставщиков. Первая – это создание торгового представительства в РФ. Вторая – локализация сборки и базовых производственных процессов в виде СП или greenfield. Третья – развитие сети поставщиков второго и третьего уровней, использование локальных сырья и материалов. Четвертая – это создание на территории РФ центров разработки. Каждая фаза характеризует глубину локализации поставщика и его способность к выживанию и успешному развитию на территории РФ.

Почему буксуем

Несмотря на жизнеспособность указанных сценариев развития, локализация сейчас идет недостаточно интенсивно. Сегодня можно констатировать прохождение первой фазы и частично второй фазы локализации. Лишь единицы перешли к развитию третьей фазы. Почему при имеющихся объемах мировые производители автокомпонентов неохотно идут в Россию или показывают недостаточную конкурентоспособность при отборе на новые проекты? На наш взгляд, существует три группы факторов, тормозящих развитие локализации мировых производителей автокомпонентов: экономическое окружение, в том числе непрогнозируемое ценовое поведение естественных и сырьевых монополий; высокая стоимость краткосрочных заемных средств в РФ; нежелание предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности производить высокотехнологичное сырье и материалы на территории РФ. Отсутствие высокотехнологичной элементарной компонентной базы второго и третьего уровней, неразвитые технологии, отсутствие спроса, идет замещение продукции, импортируемой в основном из стран Юго-Восточной Азии. Естественно, это эффект масштаба отсутствия критической массы заказов.

Приведу лишь один пример, достаточно ярко иллюстрирующий последствия недостаточной глубины локализации. Всем известно, что в настоящий момент сила национальной валюты во многом зависит от котировок такого сырья, как нефть и газ. Нефть является основным сырьем при производстве высокотехнологичных полимеров. Отсутствие перерабатывающих предприятий на территории РФ ведет к постоянному увеличению цен на полимеры независимо от того, снижается цена на сырье или растет. Мы получаем повышение цены либо вследствие роста цен на сырье, либо вследствие ослабления национальной валюты. Данный пример является характерным, но далеко не единственным.

Низкий уровень локализации ведет к тому, что производство локализованной продукции на территории РФ зачастую оказывается менее рентабельным, чем чистый импорт из Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. «АвтоВАЗ» совместно с партнерами по альянсу – Renault и Nissan столкнулся с этой проблемой при выборе поставщиков и анализе представленных калькуляций себестоимости при номинации поставщиков на проект RF90. Действующие энерготарифы и низкая заработная плата нивелируются, а конечная себестоимость локализованного компонента примерно на 10% выше импортируемого вследствие недостаточных объемов, отсутствия материалов и субкомпонентов второго уровня, а также необходимости дублирования оснастки.

Как поддержать локализацию

Существует несколько способов поддержки локализации, в том числе тарифные методы. Я для информации присутствующих на конференции хотел бы привести анализ импортных пошлин среди стран БРИК. Сравнительный анализ с тремя наиболее динамично развивающимися странами БРИК показывает, что в Российской Федерации самый низкий уровень пошлин, несмотря на то что страна еще не вступила в ВТО. На примере Китая можно видеть подход с применением защитных тарифов. Через четыре года после вступления в ВТО они снизили ставку до 10%. Начиналось это все с того, что их ставки таможенных пошлин составляли 40%.

Политика повышения рентабельности локализации за счет тарифного регулирования является прерогативой государства. Но при этом я хотел бы подчеркнуть, что существуют другие ключевые факторы успеха процесса локализации иностранных поставщиков в РФ. Это наличие гарантированных объемов сбыта, поддержка со стороны местных властей и взаимная прозрачность, управленческий и финансовый контроль со стороны иностранного партнера в случае создания СП, наличие критической массы заказа в локализации компонентов второго уровня и материалов, системное решение проблемы государственной поддержки автокомпонентной отрасли.

Для исправления сложившейся ситуации «АвтоВАЗ» совместно с Renault и Nissan прилагает серьезные усилия в этом направлении. В частности, формируется совместная стратегическая панель поставщиков альянса Renault – Nissan – «АвтоВАЗ» для увеличения объема совместной закупки. По некоторым группам автокомпонентов осуществляется координация с компанией «Соллерс».

В заключение, используя эту трибуну, я от имени «АвтоВАЗа» хотел бы обещать помощь и совместную работу над проблемой локализации компонентов второго уровня и материалов. «АвтоВАЗ» готов оказывать поддержку иностранным производителям в поиске партнеров для создания СП с действующими поставщиками «АвтоВАЗа». Такая работа уже ведется.