Исключение для «Газпрома»

Россия предложила Евросоюзу скорректировать регулирование энергетического рынка и ждет ответа до июня

Правительство России предложило Еврокомиссии альтернативный вариант регулирования ответвлений магистральных газопроводов в рамках третьего энергопакета, сообщил министр энергетики Сергей Шматко после переговоров российской делегации во главе с премьером Владимиром Путиным с руководством ЕС. Третий энергопакет вступит в силу в марте, он требует от стран Евросоюза разделения бизнеса по продаже и транспорту газа, задевая интересы «Газпрома». По словам Шматко, Россия предложила ввести спецрегулирование для трубопроводов, являющихся частью трансграничных магистралей, таких как «Северный поток». В ближайшее время планируется урегулировать вопросы по «коэффициенту бронирования» (распределение долей на прокачку газа среди транзитеров. – «Ведомости») газопроводов на территории Германии, сказал министр энергетики. Ответа от ЕС он ожидает в июне.

Путин назвал третий энергопакет «конфискацией собственности»: «Газпрому» придется отдавать европейским компаниям право на продажу газа. В Европе могут вырасти цены на газ, поскольку на рынке появляются новые посредники, предостерегал вчера Путин европейцев. У России и Европы разное понимание сущности конкуренции, оппонировал Путину председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу: «Мы просто просим российские компании принять те правила, которых придерживаются все компании, работающие в Европе». Евросоюз хочет, чтобы Россия осталась главным партнером по газу, добавил он.

России придется следовать общим европейским правилам, пессимистичен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Россия и ЕС будут стремиться к компромиссу, считает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. В связи с принятием третьего пакета в отношении транспортных проектов «Газпрома» возникает коллизия: должны ли требования нового законопроекта задним числом распространяться на уже действующие трубопроводы. К примеру, планируемые ответвления «Северного потока» в Германии – OPAL и NEL – были учреждены до принятия нового пакета мер и не должны попасть под новое регулирование. OPAL и NEL ничего не угрожает, согласен Корчемкин: «А вот с наземными участками «Южного потока» уже могут быть проблемы».

Переговорные позиции «Газпрома» сейчас особенно сильны благодаря нарастающей нестабильности на Ближнем Востоке, отмечает Нестеров: Европе не нужны новые риски.