Вектор


Торг продолжается

РЖД не оставляет попыток добиться от государства повышения железнодорожных тарифов. С 2012 г. в тариф нужно ввести инвестсоставляющую – 3,4%, заявил вчера президент компании Владимир Якунин. Ведь у энергетиков, например, она есть, а у железнодорожников – нет, а им тоже нужно развивать инфраструктуру, аргументирует он. В конце прошлого года РЖД записала в свой прогнозный план на 2012 г. повышение тарифов на 24%, но правительство сочло такое повышение неприличным. Компания воспользовалась утвержденной государством методикой, удивлялись железнодорожники. Спор не решен, но правительство предполагает рост не более чем на 11,4%: тарифы естественных монополий должны соответствовать уровню инфляции, заявил на прошлой неделе премьер Владимир Путин. Недавно РЖД запросила доиндексацию тарифов на 2011 г. на 3,8%, но и это маловероятно. Хотя государство, возможно, выдаст субсидии на инфраструктуру, сказал замминистра транспорта Андрей Недосеков. Торг за тарифы между правительством и железнодорожниками идет каждый год, и каждый год результатом недовольны ни те ни другие. Внести ясность мог бы переход к модели «сетевого контракта» между РЖД и государством, и это было предусмотрено планом реформы до 2015 г. Но внедрять ее чиновники и железнодорожники не спешат.

«Тушка» никак не взлетит

Проект Ту-204СМ опять на грани закрытия. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК; более 80% акций – у государства) чуть было не закрыла его в 2010 г., когда единственный заказчик «тушек» – авиакомпания «Москва» (ныне несуществующая) отказалась от соглашения, аргументируя тем, что лайнер слишком дорог. Но купить 44 самолета в ноябре 2010 г. пожелал Александр Лебедев – владелец Red Wings и акционер лизинговой компании «Ильюшин финанс» (ИФК; через нее и должны были идти поставки). Предприниматель, впрочем, настаивал на некоторых условиях. Главное – цена: 1,07 млрд руб. за самолет (около $30 млн, вдвое меньше каталожной); гарантия остаточной стоимости покупаемых самолетов со стороны ОАК, обеспеченная ВЭБом; понятная стоимость Ту-204СМ по истечении определенного срока: через 10 лет – $18,5 млн за лайнер, через 15 лет – $9,5 млн. Правительство, ОАК и ВЭБ взялись «рассматривать» это предложение. С тех пор Лебедев написал много разных писем, в том числе и премьеру Владимиру Путину (последнее датировано 20 апреля 2011 г., в нем бизнесмен предлагает «смотря друг другу в глаза» отказаться от Ту-204СМ). Контракт на закупку самолетов так и не заключен. Складывается впечатление, что Ту-204СМ не нужен как Лебедеву, так и государству. Предприниматель таким образом хочет пристроить свою долю в ИФК, а чиновники – создать видимость активной деятельности. Кстати, Ту-204СМ включен в госпрограмму развития авиапрома до 2025 г. как полноценный проект.