Треть страны за 20 лет

Суд над бывшим президентом Туниса отчасти показал, как его семье удалось получить контроль над третью экономики страны

Вчера в Тунисе стартовал судебный процесс над свергнутым 14 января президентом Зином аль-Абидином бен Али. После массовых протестов он бежал в Саудовскую Аравию и решением конституционного совета страны был отрешен от должности, которую занимал с 1987 г. Свержение бен Али положило начало целой серии народных волнений в североафриканских и ближневосточных странах, которые окончились отставками политиков, десятилетиями находившихся у власти.

Семья бен Али — около 100 человек — контролировала компании, которые, по оценке Transparency International, производят примерно треть ВВП Туниса, который в прошлом году составил $44 млрд.

Обвинения против бен Али выдвинуты по более чем 90 пунктам (материалы дела есть у WSJ). Среди них — использование государственных средств в целях личного обогащения, присвоение государственных активов, вывод денег за рубеж, незаконное хранение и оборот наркотиков и оружия, а также использование политических инструментов в борьбе с конкурентами по бизнесу. Общий ущерб, причиненный действиями бен Али, оценен в 1,6 млрд евро.

Когда бен Али пришел в власти, в экономике Туниса доминировало государство. С приватизации его активов и началось обогащение президента и его родственников, пишет WSJ.

Зять бывшего президента Маруан Мабрук в 2000 г. приобрел на аукционе контрольный пакет в тунисском дилере Mercedes — компании Le Moteur. Он также победил в конкурсе на получение лицензии на организацию первой в стране сети мобильной связи и широкополосного доступа в интернет. «Нет такой статьи — родство с президентом», — отвечал тогда Мабрук на обвинения в использовании родственных связей для получения контрактов.

Дочь президента бен Али в 2004 г. вышла замуж за сына генерала Сахера аль-Матери. Он тоже активно участвовал в приватизации государственной собственности, перепродавая купленные компании. В 2006 г. аль-Матери вложил вырученные средства в покупку филиала Nestle в Тунисе: 41% акций было приобретено за $2,6 млн у государственного банка Banque Nationale Agricole. Материнской компании даже не дали воспользоваться преимущественным правом покупки, сообщил представитель Nestle Робин Тикл. Спустя 1,5 года аль-Матери продал Nestle свою долю Nestle-Tunisie в 10 раз дороже — за $25 млн.

Брат второй жены президента Бельхассен Трабелси, по словам представителей правительства Туниса, приобрел несколько находящихся в собственности государства земельных участков на побережье Средиземного моря.

Затем он перепродал эти участки девелоперам, а вырученные деньги вложил в сеть отелей и чартерную авиакомпанию Karthago.

Трабелси занимался и банковским делом: в 2008 г. предприниматель Монсеф Мзаби, по его словам, принудительно продал свою долю в 3% в капитале крупнейшего частного банка страны Banque de Tunisie. Вскоре председатель правления банка ушел в отставку по состоянию здоровья, а банк возглавила жена министра иностранных дел Алия Абдалла. Это было решение бен Али, утверждает бывший председатель центробанка Туниса Тауфик Баккар. Несогласные члены совета директоров покинули свои посты, их сменили Трабелси и его деловые партнеры. К концу 2008 г. доля Трабелси в капитале банка возросла до 10%.

Предприниматель Бассем Лукил в 2005 г. собирался создать совместное предприятие с PSA Peugeot Citroen SA для импорта автомобилей в Тунис. Но в этот проект хотел войти Трабелси. После отказа Лукила его компанию 17 раз проверяла налоговая инспекция, а автомобили задерживались на таможне из-за несоответствия стандартам количества сидений: у машин 10 сидений, что не положено по нормам, заявляли таможенники.

В 2007 г. французский суд выдал ордер на арест другого племянника бен Али — Имеда Трабелси. Он был обвинен в краже 16-метровой яхты у сотрудника банка Lazard Frères. Тунис отказал Франции в экстрадиции племянника, после возвращения яхты владельцу дело было закрыто.

Сам бен Али, по сообщению МИД Туниса, сейчас находится в Саудовской Аравии, куда 20 февраля был отправлен запрос об экстрадиции бывшего президента, но ответ пока не получен. В Саудовскую Аравию бен Али бежал на государственном Airbus стоимостью $250 млн со специально сделанным под него во Франции интерьером, сообщили представители правительства.

На прошлой неделе в отношении бен Али было начато расследование и во Франции. По запросу международных организаций Sherpa и Transparency International прокуратура Парижа проверит происхождение средств, потраченных на приобретение активов во Франции, в том числе подозрения в отмывании государственных денег.

Если борьба с коррупцией пока невозможна внутри страны, она направляется в те страны, где обитают активы коррупционеров, считает Елена Панфилова из Transparency International. Экс-президент также предстанет перед военным трибуналом по обвинениям в государственной измене, пытках и убийствах, сообщил представитель минюста Туниса, но эти обвинения бен Али пока не предъявлены и дата процесса не назначена.

Это политический процесс, главная цель которого — максимально очернить старый режим и легитимизировать новую власть в глазах населения, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Судить глав государств пытались во многих странах — от посткоммунистических до Южной Кореи и Чили, вспоминает он, но, помимо победы политических оппонентов, результата не было. Для раскручивания подобных дел решающим является политический фактор, уверена Панфилова.

ИСПРАВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОПУБЛИКОВАННЫЙ ВАРИАНТ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ В АРХИВЕ PDF