Первый секвестр

Парламент Греции одобрил первые меры бюджетной экономии. Радоваться рано, предупреждают эксперты
AP

Несмотря на продолжающиеся забастовки, парламент Греции вчера проголосовал за пятилетний план сокращения расходов и увеличения доходов бюджета ценой в 28,4 млрд евро. «Рынок пока переваривает новость, главные – впереди», – сказал WSJ трейдер глобального банка в Лондоне. Главный тест Афинам предстоит сдать сегодня, когда состоится голосование по конкретным статьям сокращения расходов и приватизационной программе объемом в 50 млрд евро.

Принятие масштабной программы бюджетной консолидации – главное условие МВФ и ЕС для выделения июльского кредита в $12 млрд. Если меры не будут одобрены, у страны не будет денег и ее пустят с молотка международные кредиторы, предупредил премьер Георгиос Папандреу парламент накануне голосования: «Мы должны сделать все необходимое, чтобы избежать коллапса». Бюджетный план – это инвестиции в новую Грецию, добавил он. Единодушия в парламенте не было. «Нас снова шантажируют. Правительство называет это кризисом, но Греция по факту уже банкрот», – заявила председатель компартии Греции Алека Паппарига. Перевес в пользу бюджетных сокращений в парламенте оказался небольшим: 155 парламентариев проголосовали «за», 138 – «против», семеро не приняли участие в голосовании.

Европейские политики готовились к худшему. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле впервые публично признал вероятность банкротства Афин в случае невыполнения условий кредиторов. «Мы делаем все возможное, чтобы предотвратить углубление кризиса для Евросоюза, но должны быть готовы ко всему», – сказал он (цитата по Bild). Дефолт Греции будет контролируемым, успокаивал он.

По данным Bloomberg, общий долг Греции – 322,6 млрд евро (142,8% ВВП), дефицит бюджета – 36,3 млрд евро (10,5%). В прошлом году ЕС и МВФ уже выделили Афинам 110 млрд евро, но из-за мягких мер бюджетной консолидации и роста стоимости заимствований Греции требуется еще 100 млрд. По прогнозам аналитиков, долг страны, если не будут приняты меры по его сокращению, достигнет 160% ВВП в 2011 г. и 170% в 2012 г., экономика не выйдет на траекторию роста в ближайшие два года (в I квартале спад – 4,5%).

Кредиторы заинтересованы в стабильности Греции и разрешении проблем, уверен Шойбле: они не будут играть против своих интересов и добиваться банкротства страны. По данным UBS, 33% долга Греции находится у игроков рынка, 18% – у ЕЦБ, 5% – у МВФ, 23% – у греческих и кипрских банков и компаний, остальное – двусторонние кредиты и соцстрахование. Самые крупные банки – держатели гособлигаций Греции – из Франции и Германии: их вложения в конце 2010 г. составляли $56,7 млрд и $22,7 млрд (данные BIS). Европейские банки уже предложили правительству способ смягчения суверенного кризиса – они готовы вложить 70% суммы, полученной от погашения гособлигаций в 2012–2014 гг., в новые бумаги.

Дефолт Греции больше всего ударит по бумагам развивающихся экономик и вызовет переток средств в надежные безрисковые активы, доллар укрепится, а сырье подешевеет, предупреждает аналитик Citi Джеффри Деннис: «Приземление рынков повторится по аналогии с апрелем – маем 2010 г.» (нефть в тот период подешевела на 16,6%, данные Bloomberg). Тогда Греции угрожал дефолт, но европейские политики после долгих дебатов приняли консолидированное решение протянуть стране руку помощи, предоставив финансирование в 110 млрд евро, напоминает сотрудник минфина Франции.