Шины – на выход

«Сибур холдинг» предпочитает сотрудничество с Pirelli и «Ростехнологиями» объединению активов с «Нижнекамскшиной». Последняя остается запасным аэродромом – на случай, если партнерство с госкорпорацией не состоится

В один кулак. Вадим Гуринов

Гендиректор «Сибур – русские шины». «Задача – попытаться собрать отрасль в один кулак. И после того как мы все это реализуем, объединив все наиболее современные шинные активы, то можем войти в десятку крупнейших мировых производителей» Интервью «Ведомостям». Август 2010 г.

«Сибур – русские шины»

производитель шин. акционер – «Сибур холдинг» (100%). В 2010 г. произвел 8,7 млн шин. выручка (консолидированные данные, 2010 г.) – 26,4 млрд руб.

Еще несколько лет назад «Сибур холдинг», один из крупнейших производителей шин в России, решил избавиться от этого бизнеса. В прошлом году компания пообещала объединить все свои активы с «Нижнекамскшиной», а уже через несколько месяцев подписала соглашение о создании СП с «Ростехнологиями» и Pirelli. Ни одно из соглашений не исключает другое, заверял тогдашний заместитель гендиректора «Сибур – русские шины» Игорь Караваев.

Но уже в майском номере корпоративного журнала «Сибура» указывалось, что сделка с «Нижнекамскшиной» маловероятна. И в стратегии «Сибура» по выходу из шинного бизнеса, рассмотренной на днях советом директоров, этому партнеру действительно практически не осталось места. Об этом рассказали три источника, близких к холдингу. По их данным, в первое СП – с Pirelli – «Сибур» собирается внести бывшие активы Amtel – Кировский и Воронежский шинные заводы (находятся в процедуре внешнего наблюдения; «Сибур» – главный кредитор), а во второе предприятие – с Pirelli и «Ростехнологиями» – будут отданы заводы «Сибур – русские шины»: Омский, Ярославский и Уральский. «Татнефть» будет договариваться о слиянии активов уже со вторым СП, знает близкий к ней источник (связаться с представителем компании не удалось). К возможности слияния активов с «Нижнекамскшиной» «Сибур» вернется, только если сделки с Pirelli и «Ростехнологиями» не состоятся, добавляет один из собеседников «Ведомостей».

Впрочем, совет холдинга так и не принял окончательного решения, оговариваются еще два источника. «Мы обсуждаем различные варианты выхода из шинного бизнеса, до принятия окончательного решения возможен любой из них», – сказал лишь представитель «Сибура».

В ноябре прошлого года, когда «Сибур» подписывал соглашения с Pirelli и «Ростехнологиями», предполагалось, что в СП с итальянцами российская компания получит 10% и денежную компенсацию. Доплата может составить $200–300 млн, знает один из собеседников «Ведомостей» (Pirelli на запрос не ответила). Доли во втором СП предполагалось распределить следующим образом: 10% – у Pirelli, 40,1% – у СП «Ростехнологий» и Pirelli, 49,9% – у «Сибура». За свою долю «Ростехнологии» тоже должны доплатить, но компании никак не могут согласовать сумму – и это главный риск сделки, указывает один из собеседников «Ведомостей». Представитель «Ростехнологий» сказал только, что компании продолжают подготовительную работу по реализации условий подписанного в ноябре меморандума.

СП с Pirelli достанется самый современный завод в России – Воронежский, подчеркивает аналитик «Инвесткафе» Анастасия Соснова. Обанкротившаяся в прошлом году Amtel вложила в его модернизацию почти $200 млн, потенциальная мощность завода – 5,5 млн шин в год, но построена и работает только первая очередь на 3 млн шин. Для второй очереди есть площадка и корпус. Здесь Pirelli может организовать собственное производство, указывает Соснова. Итальянская компания собирается производить в России шины премиум-класса, до 2015 г. хотела вложить 200 млн евро.

При любом сценарии заводы «Сибур – русские шины» нужно объединять с активами «Нижнекамскшины» – иначе противостоять иностранной экспансии будет невозможно, считает близкий к «Татнефти» источник.