Россия подвела

Российский рынок подвел финского поставщика лекарств Oriola-KD. Ему пришлось списать 33,4 млн евро убытка из-за снижения стоимости бренда российских аптек «Старый лекарь»

Oriola-KD

Фармдистрибутор. Акционеры: 100% – в свободном обращении, крупнейший институциональный инвестор – Varma Mutual Pension Insurance Company (7,14% голосов). Капитализация – 314,73 млн евро. Финансовые показатели (за шесть месяцев 2011 г., неаудированные данные): выручка – 1,07 млрд евро, чистый убыток – 27,5 млн евро.

Чистая выручка Oriola-KD в первом полугодии 2011 г. увеличилась на 18% до 1,07 млрд евро, операционный убыток составил 29,4 млн евро против операционной прибыли в 8,3 млн евро годом ранее, сообщала компания в раскрытии на LSE (неаудированные данные). Убыток возник из-за переоценки нематериального актива – бренда аптечной сети «Старый лекарь»: он подешевел на 33,4 млн евро, объясняет компания.

Oriola-KD приобрела по 75% в «Старом лекаре» и российском фармдистрибуторе «Морон» за 70–90 млн евро в апреле 2008 г., а в феврале 2010 г. докупила оставшиеся 25% в обеих компаниях уже за 65 млн евро. Интерес к российскому рынку обусловлен быстрыми темпами роста, говорил тогда вице-президент по коммуникациям Oriola-KD Пеллерво Хямяляйнен. Пять лет до 2009 г. российский фармрынок рос в среднем на 27% в год, а в прошлом году увеличился лишь на 7,8%, писал в отчете за 2010 г. «Фармстандарт».

На конец июня 2010 г. сеть «Старый лекарь» включала 189 аптек (годом ранее – 181), еще 73 аптеки работают под брендом «03» (о покупке этой сети Oriola-KD объявила 31 августа 2010 г.). Чистый объем розничных продаж в первом полугодии составил 65,1 млн евро, это на 37% больше, чем годом ранее. Оптовых – 280,3 млн евро (почти +21% к первому полугодию 2010 г.). Таким образом, совокупный объем продаж составил 345 млн евро. В 2009 г. совокупная выручка «Морона» и «Старого лекаря» составила 480,7 млн евро, указывала тогда Oriola-KD.

Переоценить бренд потребовалось в первую очередь из-за серьезных изменений, произошедших на российском фармрынке с момента покупки «Старого лекаря», объясняет представитель Oriola-KD Елена Пархимович. Из-за жесткой конкуренции в России снизилась валовая рентабельность розничного бизнеса, в изменившейся конкурентной среде снизилась и стоимость бренда «Старого лекаря», пишет Oriola-KD. Показатели «Старого лекаря» несколько ниже тех, которые планировала Oriola-KD, говорит Пархимович. Точных цифр, по ее словам, нет, поскольку данные аптечной розницы в российском сегменте не публикуются.

Oriola-KD не в первый раз признается в том, что переоценила российский рынок. В 2010 г. российский фармацевтический рынок рос медленнее, чем прогнозировала компания: госрегулирование цен (с 1 апреля 2010 г. государство регулирует цены на жизненно важные препараты) привело к очень жесткой конкуренции, в результате чистый объем продаж Oriola-KD в рублях по итогам года увеличился примерно на 9% против 40% годом ранее, писала компания в отчете за 2010 г. Операционная прибыль компании в 2010 г. (упала на 81% до 9,8 млн евро) снизилась из-за «очень сложного рынка России», цитировала компания президента и главного исполнительного директора Oriola-KD Ээро Хаутаниеми.