Советы консультанта: Стратегии для интеллектуалов


У компаний интеллектуальных отраслей есть две основные стратегии развития – таланты и технологии.

Сразу оговорюсь: под талантом я понимаю человека, наделенного хотя бы одним выдающимся качеством (существенно выше среднего) и проявляющего это качество в работе, а не только дома на диване. Чем больше подобных сотрудников, тем больше довольных клиентов, тем лучше состояние дел в компании. Но повышение концентрации талантов – непростая задача. Их мало. Их трудно найти. Таланты сложны в управлении. На каждую из их сильных сторон зачастую приходится столь же сильный минус, а то и не один. Если таланты – редкость, то таланты, не имеющие выраженных минусов, – и вовсе сокровище.

Сами таланты хорошо осознают свою ценность и не испытывают проблем с трудоустройством. Их финансовые ожидания высоки. Они требовательны к качеству менеджмента и корпоративной культуре компании. Они хотят заниматься тем, что им интересно, и это не всегда совпадает с тем, что необходимо работодателю или клиентам. Вместе с тем в интеллектуальных отраслях бизнеса даже один по-настоящему талантливый человек может «сделать большую разницу».

Вторая стратегия – создание инновационных технологий. Поясню на примере такой отрасли, как консалтинг. Качество и полезность результатов консалтинга для клиента во многом зависят от того, какие используются методы, насколько они эффективны. Хороший метод или технология дают возможность достигать выдающегося результата руками просто хороших сотрудников, а не эксклюзивных профессионалов. И, что порой еще важнее, технология позволяет обеспечить повторяемость, стабильность качества при больших масштабах проектов. Таланты делают уникальные вещи, но делают их очень по-разному, и эта разница может стать проблемой для клиента.

Большинство компаний интеллектуальных отраслей по всему миру используют одну, реже обе стратегии развития. Те, кто делает ставку только на таланты, предполагают, что выдающиеся люди должны изобрести инновационные технологии по ходу работы с клиентом. Но в реальности большинству талантов недосуг этим заниматься. Они постоянно что-то придумывают, но эти придумки редко выливаются в масштабные и прорывные технологические инновации, редко доводятся до вычищенного, упакованного состояния. Не секрет, что многим талантливым людям не хочется демистифицировать мастерство, превращать искусство в технологию. Это нередко мыслится ими как путь к снижению собственной уникальности, незаменимости. Поэтому интеллектуальные компании, делающие ставку только на таланты, чаще всего со временем перестают расти, масштабироваться.

Те, кто делает ставку только на технологии, растут быстрее. Им легче продвигать себя на рынке. Их образ понятнее клиентам. У них ниже требования к сотрудникам. Такие компании инвестируют деньги в технологические разработки за рамками клиентских проектов – создают базы знаний и мощные институты внутренних разработчиков или покупают готовые технологии. Однако им сложно быть гибкими: стандартная технология при дефиците ярких, неординарных людей, способных осознанно нарушать правила и делать проект не по шаблону, сужает видение проблем и задач клиента. Все проблемы и задачи, все клиенты становятся похожими друг на друга. Возникает вредная иллюзия, что найден универсальный ключ ко всем проблемам. Появляются очень технологичные, но при этом совершенно бессмысленные для клиента проекты. К тому же технологию в отличие от таланта легче копируют конкуренты.

Сочетать обе стратегии трудно. Но возможно.

Если компания технологична, необходимо усилить ориентацию на таланты.

– Смелее беритесь за проекты в новых областях деятельности, где у компании еще нет опыта.

– Оценивайте сотрудников. Поручайте талантливым самые инновационные клиентские проекты. Давайте им право на самодеятельность, отступление от жесткой технологии в интересах клиента.

Если в компании работают таланты, стоит усилить технологичность.

– Проанализируйте, в каких именно областях компания может достичь серьезного выигрыша за счет технологичности.

– Наймите людей, которые сумеют описать и упаковать гениальные идеи и находки талантов в технологии. Формируйте команды.

– Уделяйте равное внимание обучению технологии внутри компании и упаковке, донесению технологии до внимания клиентов.