Первым делом Bombardier

В парке авиакомпании «Ак барс аэро» через год с небольшим будет 20 Bombardier CRJ 200. С их помощью перевозчик рассчитывает утроить долю чартерных рейсов в пассажирских перевозках и расширить маршрутную сеть

ОАО «Ак барс аэро»

авиакомпания. акционеры: ОАО «Холдинговая компания «Ак барс» (97,16%), генеральный директор компании Петр Трубаев (0,24%). финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 498,1 млн руб., чистая прибыль – 1,3 млн руб.

К весне 2012 г. парк «Ак барс аэро» пополнится восемью самолетами Bombardier CRJ 200, рассказал вчера «Ведомостям» заместитель генерального директора по стратегическому развитию авиакомпании Аксан Гиниятуллин. Сейчас у компании семь таких самолетов.

Средний срок эксплуатации бортов, по словам Гиниятуллина, составляет в среднем восемь лет. Самолеты будут куплены в лизинг, добавляет он. Название лизинговой компании, сроки и сумму сделки Гиниятуллин не раскрыл, но утверждает, что в ней «полностью учтены интересы «Ак барс аэро»: «Нам предоставлены всевозможные скидки и льготы». Цена одного Bombardier CRJ 200 –$5–10 млн, она варьируется в зависимости от налета и года выпуска, говорит Азат Хаким, совладелец татарстанской авиакомпании «Тулпар эйр» (коммерческие авиаперевозки, в 2010 г. перевезла 33 000 пассажиров).

У «Ак барс аэро» сейчас кроме Bombardier CRJ 200 есть три бизнес-джета Challenger (модификации 604, 605 и 850 того же производителя Bombardier) и семь Як-40 стандартной, грузовой и VIP-комплектации. К 2013 г. авиакомпания планирует закупить еще пять Bombardier CRJ 200 и отказаться от части российских самолетов, говорит Гиниятуллин.

За счет обновления парка «Ак барс аэро» рассчитывает увеличить долю чартеров с 20 до 60% в общем объеме перевозок, а также расширить маршрутную сеть, говорит Гиниятуллин. В основном авиакомпании зарабатывают на чартерах и для «Ак барс аэро» это стратегически важное направление, продолжает он. У компании, по словам Гиниятуллина, «уже есть пул постоянных клиентов, в частности российских спортивных команд». В будущем году «Ак барс аэро» планирует запустить рейсы в Италию, Англию и Францию из аэропортов Казани и Калининграда. Сейчас «Ак барс аэро» летает только в Мюнхен. «Мы не собираемся останавливаться на статусе региональной компании», – обещает Гиниятуллин. В 2012 г. пассажиропоток компании, по его прогнозам, должен вырасти с 250 000 до 350 000 человек. Как при этом изменится выручка компании, он не сказал.

Хаким считает, что «Ак барс аэро», вероятно, сможет увеличить долю чартерных перевозок как планирует. Однако для туристических маршрутов Bombardier CRJ 200 не подходит – «у него небольшая вместимость, в том числе багажника», отмечает он. С этим согласен генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев: «Для чартерных рейсов удобны самолеты вместимостью от 150 мест, в то время как Bombardier CRJ 200 вмещает всего 50 пассажиров». Шансы «вырасти из статуса региональной компании» у «Ак барс аэро» есть, считает он. Но и внутри республики «Ак барс аэро» придется конкурировать за пассажиров с авиакомпанией «Татарстан», которая в прошлом году перевезла 600 000 пассажиров. Инвестор «Татарстана» – болгарская компания «Химимпорт». Летом «Татарстан» приобрел два Airbus A-319, а также заявил о планах к 2013 г. довести их количество до пяти плюс закупить три Bombardier CRJ. Дозвониться до топ-менеджеров авиакомпании «Татарстан» вчера не удалось.

На фоне «не самого блестящего положения» авиакомпании «Татарстан» сейчас «Ак барс аэро» вполне может занять «весомую позицию в своем регионе», считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Правительство России ужесточает требования к авиакомпаниям, а значит, часть конкурентов покинет рынок, добавляет он. У «Ак барс аэро», говорит эксперт, «неплохие условия» для развития: «За спиной у компании сильный акционер [холдинг «Ак барс»] и эффективный менеджмент». Пантелеев считает, однако, что ориентация на чартеры – «неоднозначная позиция, поскольку рынок высококонкурентный», но «это дает компании возможность подготовить базу для расширения регулярных перевозок».