Компании: Инвесторы слишком заточены на доходы

Уралхим-транс

Логистическая компания (входит в ОХК «Уралхим» – крупнейший в стране производитель минеральных удобрений). 5000 вагонов под управлением. Выручка в 2010 г. – 1,85 млрд руб., чистая прибыль – 253,32 млн руб.

Мне хочется полностью поддержать Владимира Ивановича [Якунина], который говорит, что необходима обязательная государственная поддержка отрасли, причем безотлагательная. По итогам двух этапов реформирования можно уже видеть, что, к сожалению, не достигнута коренная модернизация отрасли. И здесь не вина РЖД, а именно проблемы с наличием значительных инвестиционных ресурсов.

Сейчас можно вообще сказать, что у нас Россия, к сожалению, является коммерчески малоэффективным пространством. У нас Дальний Восток соединен с Центральной Россией практически только железнодорожной веткой. То есть железнодорожный транспорт является скрепляющим звеном всей страны, и нельзя его рассматривать как элемент получения какого-то дохода. В случае, когда мы говорим о том, что возможна приватизация части пакета РЖД, понятно, что придут частные инвесторы, но они же заточены на получение дохода, они должны будут получить прибыль. Будет ли это полезно для экономики страны? Скорее всего, нет, и этот момент должен быть очень тщательно проанализирован государственными органами.

Инвестиционные составляющие в тарифе. Да, наверное, какая-то небольшая она может быть, но к этому нужно подходить очень осторожно. Давайте говорить, что у нас экономика в значительной степени экспортно ориентированная. Не так давно в одном отраслевом журнале прочитал интересную цифру – сравнение было с Кореей: в России среднее расстояние перевозки до порта или сухопутной границы составляет 3864 км, а в Корее – 88 км. Наверное, уже изначально понятно, что тарифы у нас и так значительные для потребителей услуг железнодорожного транспорта. Можно ли их увеличивать? Однозначно можно сказать: нет. Тем более нельзя забывать, что у нас только что прошло обновление вагонного парка в стране, и произошло именно за счет грузовладельцев. Государство в решении этой проблемы не участвовало.

И последнее. Много было сказано про государственные субсидии, но как-то забылась замечательная вещь, которая есть в целевой модели рынка до 2015 г., – сетевой контракт. Безусловно, нужно, чтобы государство заключило регуляторный контракт с РЖД и давало на долгосрочной основе деньги, чтобы действительно РЖД видели, как они будут получать денежные средства для своих инвестиций.