Спасение от пробок

Австрийская компания Swarco AG хочет внедрить в Казани систему управления транспортным потоком. У нее как минимум два конкурента – итальянская Omnia и московская «Оптима»

В феврале 2012 г. в Казани протестируют австрийскую систему управления транспортным потоком, сообщила вчера пресс-служба президента Татарстана. Глава республики Рустам Минниханов в Австрии участвовал в подписании протокола о намерениях между Swarco AG (см. врез) и МУП «Автоматизированная система управления движением» (АСУД) – о сотрудничестве в области проектирования, поставки оборудования и реализации проекта интеллектуальной транспортной системы в Казани.

Первая очередь интеллектуальной системы управления городским транспортом должна заработать в Казани до начала Универсиады 2013 г. Она охватит 95 светофорных объектов и 16 развязок на маршрутах Универсиады. Это позволит снизить транспортные задержки на 15–40%, повысить пропускную способность улично-дорожной сети на 10–15%, сократить время поездок на 15–20% и уменьшить вредные выбросы на 20–25%, рассказал «Ведомостям» сотрудник комитета по транспорту исполкома Казани. Стоимость проекта – 980 млн руб. В эту сумму входит закупка оборудования, устанавливаемого на перекрестках (детекторы, контроллеры), оборудования для центрального управляющего пункта, программное обеспечение и строительно-монтажные работы. Средства выделяет федеральный центр. Реализует проект итальянская компания Omnia, которая выиграла тендер по первой очереди.

В этом году на создание системы выделено 300 млн руб. Средства пойдут на оснащение управляющего пункта оборудованием и программным обеспечением, будут модернизированы 32 перекрестка центральной части города. По словам транспортного чиновника, до конца года интеллектуальная система на этих перекрестках заработает в тестовом режиме.

В Казани 282 светофора. Новая система будет регулировать режим работы светофора в зависимости от хвоста пробки, объясняет чиновник. Детекторы будут подсчитывать количество подъезжающего к перекрестку транспорта и отправлять данные в центральный управляющий пункт. Полученная информация будет проанализирована, и центр выберет оптимальный режим работы светофора. Все действия займут не более 5 секунд.

Казань внедряет пилотный проект, таких технологий нет даже в Москве, говорит чиновник.

«Многие компании хотят поучаствовать в этом проекте, – сказал коммерческий директор московской компании «Оптима» Александр Парфенов. – Мы тоже хотели предложить свои решения к Универсиаде, но итальянская компания нас опередила. Сейчас «Оптима» на собственные средства строит в Казани пилотную зону, чтобы продемонстрировать властям технологии». «Оптима» устанавливает систему на перекрестке улиц Восстания и Исаева. Инвестиции в проект, по словам Парфенова, оцениваются в 7 млн руб. Под Новый год пилотный перекресток запустят в тестовую эксплуатацию. «Мы рассчитываем на вторую очередь переоборудования перекрестков Казани. Это, наверное, будет уже после Универсиады, – объясняет он. – У Swarco пока только намерения, а у нас готовый пилотный проект». Официальных протоколов «Оптима» и АСУД не подписывали, добавляет он.

Казань по технологическому оснащению транспортной системы действительно сегодня опережает столицу России, подтверждает Парфенов. В Москве с внедрением этой системы уже опоздали, надо было делать это 10 лет назад. Сейчас интеллектуальное управление проблему пробок уже не решит.