Поделят роялти

Несмотря на то что Россия отменяет роялти для новых рейсов иностранных авиакомпаний, им все равно придется платить за полет над Сибирью – но в специальный фонд Еврокомиссии

В связи со вступлением России в ВТО со следующего года роялти не будут облагаться все новые маршруты иностранных авиакомпаний через Сибирь. Но старые контракты с «Аэрофлотом» – получателем роялти останутся в силе до января 2014 г. После этого будут взиматься лишь аэронавигационные сборы.

Европа введет «механизм выравнивания» платежей за транссибирские перелеты – такое решение содержится в протоколе заседания Еврокомиссии от 12 декабря, опубликованном на ее сайте. Цель механизма – поддержание принципов конкуренции между европейскими авиакомпаниями, сказано в документе.

Отсутствие платы за новые маршруты и сохранение взносов для старых ставит европейские компании в неравные условия, посчитала Еврокомиссия. Поэтому за новые рейсы европейские компании все-таки будут платить: только поступать эти взносы будут не «Аэрофлоту», а в специальный фонд, организованный при Евросоюзе, следует из протокола. Средства, полученные им, будут распределяться среди авиакомпаний – участников соглашений с «Аэрофлотом».

Пресс-секретарь Еврокомиссии в Москве не сказал, как именно будут рассчитываться взносы за новые маршруты: этот вопрос будет решаться на уровне министров транспорта европейских государств. Но на размер платежей, получаемых Россией, это не повлияет, подчеркнул он.

Представитель «Аэрофлота» отказался комментировать инициативу Евросоюза, отметив, что на доходах компании она не отразится. Так же поступил представитель Минтранса.

В следующем году иностранные авиакомпании откроют около шести новых транссибирских маршрутов, отмечает представитель Росавиации. Цена вопроса – около $6 млн роялти, посчитал гендиректор Infomost Борис Рыбак. Для сравнения: в 2010 г. общие платежи составили 6,04 млрд руб., на 10,4% меньше, чем в 2009 г. В 2011 г. их размер может достичь $250 млн (около 8 млрд руб.), отмечает менеджер крупной авиакомпании России.

Крупнейшими плательщиками роялти остаются Air France и Lufthansa. Первая в прошлом году отдала 44 млн евро, вторая – 22 млн. Представители обеих авиакомпаний инициативы Еврокомиссии не комментируют и размер роялти на 2011 г. не раскрывают.